Тема лекции 4: Различительность – первая операция мышления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: УСТРОЙСТВО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Гипотезы возникновения мышления.
Advertisements

Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Виды человеческих знаний Виды человеческих знаний Учитель истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годына Г.В.
Что такое «методология»? Чем она отличается от «науки» и «философии»?
ОСНОВАНИЯ И СУТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. МИР НАУКА ФИЛОСОФИЯ МЕТОДОЛОГИЯ.
Урок 7 Тема: Что такое система. Валяев А.В. Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 13 §5§5.
Учение о бытии 1. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. 2. Формы бытия: материальное и идеальное. 3. «Материя»
Тема: Предмет философии, ее основные проблемы. Определение философии Философия как мудрость: Φιλεω + σόφια Философия как созерцание Философия как созерцание.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Современный трансцендентализм: трансцендентальная онтология Катречко С.Л., Москва Современный.
Психология мышления. Сущность, определение мышления. Мышление – отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей между ними Сущность.
Наука и образование. История и логика возникновения науки Предпосылка и условие возникновения: Развитие материального производства. Запросы хозяйственной.
Особенности психологии как науки. Понятие « наука » 1. Особая сфера человеческой деятельности, основная функция которой выработка знаний о мире, их систематизация,
Основные понятия системологии. Понятие системы.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
ИНОПЛАНЕТНЫЙ РАЗУМ КАК НЕПАРАДИГМАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА «Вероятность самого явления несущественна, важна его структура» С.Лем, «Сумма технологии»
Тема: Знание и познание Выполнила ученица класса И-10-2 Еремеева Екатерина Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Транксрипт:

Тема лекции 4: Различительность – первая операция мышления

Суть лекции: не что люди различают, а как? за счёт чего?

Простейшие примеры - чем отличаются: - куст от кустарника? - холм от горы? Используется ли здесь мышление?

Сложнее с общественными явлениями

Как отличить: власть от управления образование от обучения бизнес от предпринимательства страну от государства экономику от производства

Н.Луман: «Принцип легитимной номинации» примеры: Гуманитарная катастрофа Международный терроризм Суверенная демократия

Ещё сложнее – с инструментами мышления

мнение –знание объект – предмет метод – способ понятие – категория сущность – характеристика субстанция – функция вещь – система типология - классификация

Здесь полная утрата всякой культуры (в диссертациях – кто во что горазд)

Самый тяжёлый вопрос – о мышлении

Даже профессора не отличают: сознание от думанья, а то и другое – от мышления

Характеристики эпохи Постмодернизм: - всё можно назвать всем - ничему не учат - логику, риторику, латынь упразднили Понятийная катастрофа: - разговор «по понятиям» в зоне Потеря ценности разума - сложнейшие проблемы решают: а) согласованием мнений б) голосованием

Всё это свидетельствует о смене типа мышления ( с началом ХХ века )

Гипотезы возникновения мышления

М.К. Петров «Пентеконтера: в первом классе европейской школы мысли» в журнале «История естествознания» 1987, 3 (удачный вариант)

Б. Рассел в книге «Человеческое познание» (неудачный вариант)

Суть мышления: деятельность, возникающая за счёт оперирования по строго определённым правилам искусственными объектами (знаковыми формами), соотнесённая с организационными действиями с реальными объектами

Характеристики мышления: - оно обязательно на внешних носителях (вне головы) - одновременно многоплоскостное

Классическое мышление (с XVII по начало ХХ вв) было ориентировано на построение научного знания

Процесс получения знания Объект, включённый в ДЕ Знаковая форма оперирование f Свойство – объективное содержание замещение (А)(В) отнесение Преобразованный объект Характеристика объекта

Классическая схема знания X Y (A)(B) f Операции со знаками Действия с реальными объектами

Наращивание этажей знания X Y (A)(B) f (Ώ) λ (Σ) Знание - процесс

«Объект – то, во что упирается действие» И.Кант Предмет – это объект, захваченный действием объект действие предмет

Двойная интенция знаковой формы Слово «стол» Знаковая форма – «калитка» для МЫ и ДЕ Действие - выделение свойства: «сидеть за…» Выражает действие Обозначает объект с определенной характеристикой Объект «за которым сидят» На пикнике: «Пень – подходящий стол», - указание на определённое действие, а не на вещь

Понятие – инструмент понимания: 1) указание на сущность (функцию) 2) указание на то, как можно обращаться с сущностью (осуществлять функцию)

Процесс понимания метафизика реальность ель Сущность ели (еловость) Человек «схватывает» за явлением сущность

Понятие - структура смыслов, прикреплённых к сущности Смысл 1 Смысл 2 Смысл 3 Идеальный объект или действие, указывающее на сущность (функцию)

Понятия существуют в культуре Sit 1 Sit 2 ПО Смысл 1 Смысл 2 Пространство культуры Пространство реальности

Как работало классическое мышление?

Исходная единица мышления (структура знания) X Y (A)(B) f

Знаковую форму (свойство объекта) можно выделить только относительно сущности X Y (A)(B) f сущность Сущность зависит от действий: - если считать – сущность точка - если лечить – болезнь - если выбирать – электорат - если учить - способность

Выделяемые сущности фиксировались в понятиях (понятия определить нельзя, их вводят указаниями на разные смыслы) X Y (A)(B) f сущность ПО

Понятия по одиночке не живут X Y (A)(B) f сущность ПО «Гроздь» сопряжённых понятий

Сущности живут в онтологии (метафизике) X Y (A)(B) f сущность ПО Онтологическая картина (метафизика)

Категории – базовые правила оперирования со знаковыми формами, понятиями и сущностями X Y (A)(B) f сущность ПО Онтологическая картина (метафизика) КА

Метод (путь мысли) говорит, как двигаться в рассуждениях X Y (A)(B) f сущность ПО Онтологическая картина (метафизика) КА метод логика

Предположения, на которых строилось классическое мышление

- независимость от людей - независимость от времени - возможность отнесения знаковых форм к объектам действия

Такое мышление с началом ХХ века разрушилось (сделав науку мёртвой)

На смену пришло (активно развивается) мышление другого типа (с другой различительностью)