Тема лекции 4: Различительность – первая операция мышления
Суть лекции: не что люди различают, а как? за счёт чего?
Простейшие примеры - чем отличаются: - куст от кустарника? - холм от горы? Используется ли здесь мышление?
Сложнее с общественными явлениями
Как отличить: власть от управления образование от обучения бизнес от предпринимательства страну от государства экономику от производства
Н.Луман: «Принцип легитимной номинации» примеры: Гуманитарная катастрофа Международный терроризм Суверенная демократия
Ещё сложнее – с инструментами мышления
мнение –знание объект – предмет метод – способ понятие – категория сущность – характеристика субстанция – функция вещь – система типология - классификация
Здесь полная утрата всякой культуры (в диссертациях – кто во что горазд)
Самый тяжёлый вопрос – о мышлении
Даже профессора не отличают: сознание от думанья, а то и другое – от мышления
Характеристики эпохи Постмодернизм: - всё можно назвать всем - ничему не учат - логику, риторику, латынь упразднили Понятийная катастрофа: - разговор «по понятиям» в зоне Потеря ценности разума - сложнейшие проблемы решают: а) согласованием мнений б) голосованием
Всё это свидетельствует о смене типа мышления ( с началом ХХ века )
Гипотезы возникновения мышления
М.К. Петров «Пентеконтера: в первом классе европейской школы мысли» в журнале «История естествознания» 1987, 3 (удачный вариант)
Б. Рассел в книге «Человеческое познание» (неудачный вариант)
Суть мышления: деятельность, возникающая за счёт оперирования по строго определённым правилам искусственными объектами (знаковыми формами), соотнесённая с организационными действиями с реальными объектами
Характеристики мышления: - оно обязательно на внешних носителях (вне головы) - одновременно многоплоскостное
Классическое мышление (с XVII по начало ХХ вв) было ориентировано на построение научного знания
Процесс получения знания Объект, включённый в ДЕ Знаковая форма оперирование f Свойство – объективное содержание замещение (А)(В) отнесение Преобразованный объект Характеристика объекта
Классическая схема знания X Y (A)(B) f Операции со знаками Действия с реальными объектами
Наращивание этажей знания X Y (A)(B) f (Ώ) λ (Σ) Знание - процесс
«Объект – то, во что упирается действие» И.Кант Предмет – это объект, захваченный действием объект действие предмет
Двойная интенция знаковой формы Слово «стол» Знаковая форма – «калитка» для МЫ и ДЕ Действие - выделение свойства: «сидеть за…» Выражает действие Обозначает объект с определенной характеристикой Объект «за которым сидят» На пикнике: «Пень – подходящий стол», - указание на определённое действие, а не на вещь
Понятие – инструмент понимания: 1) указание на сущность (функцию) 2) указание на то, как можно обращаться с сущностью (осуществлять функцию)
Процесс понимания метафизика реальность ель Сущность ели (еловость) Человек «схватывает» за явлением сущность
Понятие - структура смыслов, прикреплённых к сущности Смысл 1 Смысл 2 Смысл 3 Идеальный объект или действие, указывающее на сущность (функцию)
Понятия существуют в культуре Sit 1 Sit 2 ПО Смысл 1 Смысл 2 Пространство культуры Пространство реальности
Как работало классическое мышление?
Исходная единица мышления (структура знания) X Y (A)(B) f
Знаковую форму (свойство объекта) можно выделить только относительно сущности X Y (A)(B) f сущность Сущность зависит от действий: - если считать – сущность точка - если лечить – болезнь - если выбирать – электорат - если учить - способность
Выделяемые сущности фиксировались в понятиях (понятия определить нельзя, их вводят указаниями на разные смыслы) X Y (A)(B) f сущность ПО
Понятия по одиночке не живут X Y (A)(B) f сущность ПО «Гроздь» сопряжённых понятий
Сущности живут в онтологии (метафизике) X Y (A)(B) f сущность ПО Онтологическая картина (метафизика)
Категории – базовые правила оперирования со знаковыми формами, понятиями и сущностями X Y (A)(B) f сущность ПО Онтологическая картина (метафизика) КА
Метод (путь мысли) говорит, как двигаться в рассуждениях X Y (A)(B) f сущность ПО Онтологическая картина (метафизика) КА метод логика
Предположения, на которых строилось классическое мышление
- независимость от людей - независимость от времени - возможность отнесения знаковых форм к объектам действия
Такое мышление с началом ХХ века разрушилось (сделав науку мёртвой)
На смену пришло (активно развивается) мышление другого типа (с другой различительностью)