Образовательная программа ДОУ
Почему нет стандартов на ступени дошкольного образования? 2 Закон об образовании (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с ) Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе, требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объемом, а также соотношению обязательной части основной образовательной программы и и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации образовательных программ, в том числе, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.
Закон об образовании: Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). 3
Какие бывают программы 1.Федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (на их основе осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений). 2.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (федеральный уровень). 3.Основная общеобразовательная программа (разрабатывается каждым ДОУ). 4.Программа развития ДОУ (для образовательного учреждения, работающего в инновационном режиме). 5.Авторские рабочие программы; рабочие программы воспитателей, педагогов; авторские программы воспитателей, педагогов. 4
Закон об образовании: Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. 5
Закон об образовании: Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами. 6
Закон об образовании: Статья 12. Образовательные учреждения 4. К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 7) учреждения дополнительного образования детей; 8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 7
Закон об образовании: Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса 1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. (п. 1 в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ) 2. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения. 3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. 4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся. 8
Закон об образовании: Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); 23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких ОУ. 9
Структура ООП ДОУ: Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) части, формируемой ДОУ. Обязательная часть включает в себя (в соответствии с федеральными требованиями к структуре ООП дошкольного образования): - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности по основным направлениям развития детей (физическое, социально- личностное, познавательно-речевое, художественно- эстетическое); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 10
Структура ООП ДОУ: Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы: - пояснительная записка; - организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; - содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» (через рабочие программы); 11
Структура ООП ДОУ: - п - п римерная программа (программы) коррекционной работы (для групп компенсирующей и комбинированной направленности) - при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; - планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - система психолого-педагогического обследования детей на предмет достижения планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 12
Титульный лист: 1 Название ОУ. 2.«Утверждаю: заведующий ДОУ…». 3. «Принято на заседании (педсовета, … совета), дата, протокола. 4. «Согласовано» (УО или ОМЦ, учредитель) 5. Сроки 6. На обороте титульного листа - содержание (оглавление) образовательной программы. 12
Пояснительная записка 1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; 2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 4) особенности осуществления образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие); 5) принципы и подходы к формированию Программы. 13
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает: 1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; 2) проектирование воспитательно- образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. 14
психолого-педагогической работы развитие физических, интеллектуальных и личностных - Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. интегрированно - Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. 15
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»: Цель задач Результат Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Результат: - любознательный, активный, - эмоционально отзывчивый; - овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; - овладевший необходимыми умениями и навыками ребенок. 16
Закон об образовании: При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право - на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, - учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, - методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением. 17