География автомобильной промышленности России.
Цель: изучение состояния транспортного комплекса, его проблем и перспектив развития.
Задачи: - изучение истории автомобильной промышленности России и развитие этой отрасли на современном этапе; - изучение положительных моментов и недостатков данной отрасли производства.
Первый автомобиль был построен в 1896 г. Примерно через 10 лет в Петербурге впервые в России освоили серийное производство автомобилей. Первая мировая война дала мощные импульсы автомобилизации России. Для нужд армии пришлось закупить за рубежом многие тысячи автомобилей. Необходимость создания автомобильной промышленности была осознана на правительственном уровне.
С 1931 по 1937 гг. производство автомобилей в нашей стране выросло в 50 раз – до 200 тыс. штук в год. С 1931 по 1937 гг. производство автомобилей в нашей стране выросло в 50 раз – до 200 тыс. штук в год. СССР вошел в пятерку ведущих автомобилестроительных держав. Причем по выпуску грузовиков он вышел на второе место в мире после США. СССР вошел в пятерку ведущих автомобилестроительных держав. Причем по выпуску грузовиков он вышел на второе место в мире после США. Общее число автомобилей в стране приблизилось к 1 млн. Общее число автомобилей в стране приблизилось к 1 млн. В отрасли произошла революция, связанная с внедрением конвейерного производства. В отрасли произошла революция, связанная с внедрением конвейерного производства.
В годы Великой Отечественной войны производство автомобилей в СССР сократилось в три – шесть раз, заводы были переориентированы на выпуск военной техники. Большую роль сыграли поставки от союзников по антигитлеровской коалиции. Из США, Канады, Великобритании СССР получил 401 тыс. автомобилей. Из США, Канады, Великобритании СССР получил 401 тыс. автомобилей.
С 1949 по 1969 гг. выпуск автомобилей в СССР вырос в три раза: грузовых – в два раза; грузовых – в два раза; легковых – более чем в шесть раз; легковых – более чем в шесть раз; автобусов – более чем на порядок. автобусов – более чем на порядок. Автомобильная промышленность была создана: В гг. – в Белоруссии; В гг. – в Белоруссии; В 1951г. – в Грузии; В 1951г. – в Грузии; В 1961г. – в Латвии; В 1961г. – в Латвии; В гг.- на Украине; В гг.- на Украине; В 1966г. – в Армении. В 1966г. – в Армении.
Производственный потенциал Волго- Камского « треугольника» - 1,5 млн. автомобилей в год – соответствует мощностям британского автомобилестроения. К концу 80-х гг. СССР занимал по выпуску автомобилей 5 место в мире. Причем: по легковым машинам был восьмым; по легковым машинам был восьмым; по грузовикам –третьим; по грузовикам –третьим; по автобусам – первым. по автобусам – первым. Около 20 % продукции шло на экспорт.
Транспорт- особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. Основные виды транспорта: железнодорожный; железнодорожный; морской, речной; морской, речной; автомобильный; автомобильный; воздушный и трубопроводный. воздушный и трубопроводный.
Автомобильный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров на автомобилях ( грузовых, легковых. автобусов, автотягачах и прицепных повозках).
Центральный экономический район. Московская Московская Брянская Брянская Владимировская Владимировская Ивановская Ивановская Тверская Тверская Калужская Калужская Костромская Костромская Орловская Орловская Рязанская Рязанская Смоленская Смоленская Тульская Тульская Ярославская области Ярославская области
Северо-западный экономический район. Ленинградская Ленинградская Новгородская Новгородская Псковская Псковскаяобласти
Волго-Вятский экономический район. Нижегородская Нижегородская Кировская области Кировская области Республики: Республики: 1. Чувашская 2. Марий Эл 3. Мордовия.
Приволжский экономический район. Астраханская Астраханская Волгоградская Волгоградская Саратовская Саратовская Пензенская Пензенская Самарская Самарская Ульяновская Ульяновская области. области. Республики: Республики: 1. Калмыкия 2. Татарстан.
Западно-Сибирский экономический район. Алтайский край Алтайский край Республика Алтай Республика Алтай Кемеровская Кемеровская Омская Омская Новосибирская Новосибирская Томская Томская Тюменская Тюменская области. области.
Сфера применения автотранспорта широка: Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок; Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок; Доставляет грузы к станциям железных дорог, речным пристаням и развозит их потребителям; Доставляет грузы к станциям железных дорог, речным пристаням и развозит их потребителям; В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки.
К недостаткам автотранспорта относятся: низкая производительность подвижного состава; низкая производительность подвижного состава; сравнительно высокая себестоимость перевозок; сравнительно высокая себестоимость перевозок; это один из основных загрязнителей атмосферы; это один из основных загрязнителей атмосферы; низкое качество отечественной продукции; низкое качество отечественной продукции; большое отставание отечественных автомобилей от западных по уровню безопасности конструкций. большое отставание отечественных автомобилей от западных по уровню безопасности конструкций.
« Концепция развития автомобильной промышленности России». Цели: создание условий, обеспечивающих развитие автомобильной промышленности, ее интеграцию в мировое автомобилестроение; создание условий, обеспечивающих развитие автомобильной промышленности, ее интеграцию в мировое автомобилестроение; повышение эффективности производства современной конкурентоспособной автомобильной техники, удовлетворяющей потребности населения, государства и субъектов хозяйствования. повышение эффективности производства современной конкурентоспособной автомобильной техники, удовлетворяющей потребности населения, государства и субъектов хозяйствования.
Прогноз развития автомобильного рынка России на период до 2010 года. увеличение рынка легковых автомобилей до 2,2-2,5 млн. штук; увеличение рынка легковых автомобилей до 2,2-2,5 млн. штук; число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится со 140 до 245 штук; число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится со 140 до 245 штук; увеличение рынка автобусов до тыс. штук; увеличение рынка автобусов до тыс. штук; увеличение рынка грузовых автомобилей не менее чем в 1,5 раза. С 4,5 до 5,1-5,4 млн. штук. увеличение рынка грузовых автомобилей не менее чем в 1,5 раза. С 4,5 до 5,1-5,4 млн. штук.