Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС
Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю. Конфуций Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Собственная УД школьников – важная составляющая СДП Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УУД становятся источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств
Традиционный подходСистемно-деятельностный подход 1 Базируется на принципе доступностиОпирается на зону ближайшего развития 2 Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной УД 3 Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения 4 Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания 5 Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6 В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности
Традиционный подходСистемно-деятельностный подход 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки Контроль и оценку осуществляет сам учитель 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно
Как научить учиться? СДП развитие личности формирование гражданской идентичности Ценностные ориентиры УУД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.
КАК ПРОВОДИТЬ УРОКИ? Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС. 1-й этап формирования УУД
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. Технология деятельностного метода
Актуальные педагогические технологии : Развитие критического мышления через чтение и письмо; Проблемно-развивающая технология; Технология модульного обучения; Учебно-деловая игра; Чтение с остановками; Интерактивное обучение; Кейс-технологии; Педагогические мастерские; Учебное сотрудничество; Коллективная система обучения (КСО); Здоровьесберегающие технологии; и другие =)
-ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты? -Выбор за нами!