Семинар для заместителей директоров по УВР образовательных учреждений СВАО г. Москвы «Управление процессом формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО» ГБОУ гимназия
Управление процессом формирования УУД Управлять – значит вести других к успеху
Управление процессом формирования УУД Определение ожидаемого результата Ресурсы. Возможности ОУ Риски Планирование Измерение «входа» в процесс Анализ. Принятие решения Контроль и коррекция Основная деятельность процесса
ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике
ФГОС ООО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая Результаты освоения основных образовательных программ Личностные Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции Предметные Освоенные умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных и проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о теориях, владение терминологией, понятиями, методами и приемами Метапредметные Освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использовать в учебной познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества, построение индивидуальной образовательной траектории
Определение УУД В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальность УУД носят надпредметный, метапредметный характер; носят надпредметный, метапредметный характер; - обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; - обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; - обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; - обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; - лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; - лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; - обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. - обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Функции УУД - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Виды УУД Регулятивные обеспечивают организацию учебной деятельности Личностные обеспечивают жизненное, личностное, профессирналь- ное самоопре- деление Познава- тельные общеучебные действия, включая знаково- символические, логические и действия постановки и решения проблем Коммуни- Кативные обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других, продуктивно взаимодействовать, сотрудничать
Ресурсы информационно-методические информационно-методические материально-технические материально-технические финансово-экономические финансово-экономические кадровые кадровые психолого-педагогические психолого-педагогические
Риски Неготовность обучающихся к получению образования в новых условиях Неготовность обучающихся к получению образования в новых условиях Уровень готовности учителей, мотивированность на инновационное поведение Уровень готовности учителей, мотивированность на инновационное поведение Программно-методическое сопровождение Программно-методическое сопровождение Недостаточность материалов критериальной оценки результативности работы по формированию УУД Недостаточность материалов критериальной оценки результативности работы по формированию УУД
Условия формирования УУД Учитель знает: Важность формирования УУД Сущность и виды УУД Педагогические приемы и способы их формирования Учитель умеет: Отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД Использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД Привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УУД
Организация методической работы Педсоветы Педсоветы Работа на кафедрах Работа на кафедрах Практико-ориентированный семинар Практико-ориентированный семинар Методические декады Методические декады Самообразование Самообразование Повышение квалификации Повышение квалификации
Организация самостоятельной методической работы учителей по темам: - «Формирование познавательных универсальных учебных действий – основа успешного учения школьников»; - «Формирование познавательных универсальных учебных действий – основа успешного учения школьников»; - «Методы формирования навыков учебно- исследовательской и проектной деятельности»; - «Методы формирования навыков учебно- исследовательской и проектной деятельности»; - «Развитие информационно-познавательных умений на уроках русского языка»; - «Развитие информационно-познавательных умений на уроках русского языка»; - «Приемы формирования мыслительных операций «анализ», «сравнение», «обобщение» и др.»; - «Приемы формирования мыслительных операций «анализ», «сравнение», «обобщение» и др.»; - «Формирование коммуникативных умений при изучении предметов естественно-математического цикла». - «Формирование коммуникативных умений при изучении предметов естественно-математического цикла».
Практико-ориентированные семинары Тренинги по управлению «Управленческие ресурсы учителя» Тренинги по управлению «Управленческие ресурсы учителя» «УУД – методология и практика» «УУД – методология и практика»Тематика: Нормативные документы – Стандарт. Программа формирования УУД. Нормативные документы – Стандарт. Программа формирования УУД. Номенклатура. Функции. Универсальный характер. Номенклатура. Функции. Универсальный характер. Диагностика. Спецификации. Задания. Диагностика. Спецификации. Задания. Постановка задач развития для класса по итогам диагностики. Постановка задач развития для класса по итогам диагностики. Формирование УУД. Педагогические технологии. Формирование УУД. Педагогические технологии. Формирование УУД. Метод учебных заданий. Формирование УУД. Метод учебных заданий. Формирование навыка смыслового чтения. Формирование навыка смыслового чтения.
Методические декады Коллективное сценирование урока Коллективное сценирование урока Открытий урок Открытий урок Коллективный анализ урока Коллективный анализ урока
ВШК Контроль за формированием УУД Качество процесса Качество результатов Уровень сформированности регулятивных УУД (самоорганизация и управление, навыки системного, экологического мышления) Уровень сформированности познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения) Уровень сформированности коммуникативныхУУД (смысловое чтение, работа в группе) По урокам По компетентности учителя Качество планирования и организации уроков Качество деятельности по развитию УУД
Планирование ВШК с учетом требований новых ФГОС Внешние диагностические процедуры (МЦКО) по овладению УУД Синхронизация деятельности педагогов предметников в области формирования УУД. Контроль деятельности. Определение групп УУД для диагностики и контроля на разных этапах обучения. Включение в административные контрольные работы заданий на оценку сформированности УУД. Деятельность учителя по анализу уровня сформированности различных групп УУД у обучающихся. Учет индивидуальных достижений учащихся Анализ деятельности ОУ по проблеме формирования УУД (Динамика развития кадров, динамика овладения УУД обучающимися).