Летом 1942 года обстановка для нашей страны серьезно осложнилась. Создав значительный перевес в живой силе и технике, фашисты начали наступление в сторону Волги и на Кавказ. В дни оборонительных сражений летом 1942 года более 100 тысяч кубанцев пополнили ряды Красной Армии. В ходе боев, к началу сентября 1942 года немцам удалось занять практически всю Кубань, за исключением четырех районов - Лазаревского, Туапсинского, Адлерского и Геленджикского. Довоенный снимок А. А. Новикова, руководившего действиями советской авиации в сражениях на Кубани Командующий 1-м воздушным корпусом люфтваффе генерал Г. Кортен
К весне 1943 года советская авиация практически оправилась от разгрома, понесённого в начальный период войны. В ходе зимней кампании годов ей удалось завоевать оперативное господство в воздухе на сталинградском направлении. Произошло это как за счёт количественного превосходства, так и качественного уравнивания в вооружении. Удельный вес новых типов самолётов постоянно повышался: в истребительной авиации он был полностью обновлён, в бомбардировочной составлял более 65 %. В боях над Кубанью массово применялись последние разработки ведущих советских конструкторов: С. В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, А. С. Яковлева. Необходимо также учесть, что мощь советской авиационной группировки значительно ослаблялась различной подчиненностью и несогласованностью действий входящих в её состав сил. Истребительные авиационные части ВВС СевероКавказского фронта были укомплектованы истребителями, как советского производства, так и поступающими по ленд-лизу. Советские самолёты, составлявшие свыше 80 % от списочной численности, были представлены следующими типами: ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1Б, Як-7, иностранного производства P-39 Airacobra, Spitfire Mk V и P-40Е KittiHawk. Участвующие в кубанских боях ЛаГГ-3 значительно уступали основным истребителям противника в манёвренности и вооружении. Созданный путём глубокой модернизации ЛаГГ3, истребитель Ла-5 незначительно уступал противнику в скорости и вооружении, имея небольшое преимущество на виражах. Як-1Б являлся усовершенствованным вариантом истребителя Як-1, лучшего советского истребителя начального периода войны. Як-7 боевой истребитель, разработанный на основе учебно-тренировочного самолёта. По лётным характеристикам и вооружению не уступал Як-1, а по пилотажным качествам превосходил его. Эксплуатация истребителей «Як» в боевых условиях показала, что они способны практически на равных противостоять истребителям противника, слегка уступая им в манёвренности.
ИЛ-2 P-39 Airacobra
Зима 1942/43 года стала началом кризиса немецкой авиации, люфтваффе была вынуждено вести боевые действия на нескольких удалённых театрах военных действий, что в условиях крайне ограниченных ресурсов, приводило к расспылению сил и средств. Нередкой была ситуация, когда авиагруппы одной воздушной эскадры одновременно воевали за тысячу километров друг от друга. Более того, постоянно усиливающиеся налёты союзной авиации на рейх, вынуждало выделять на противовоздушную оборону значительные силы истребительной авиации. Так, на 31 марта 1943 года, около 60 % численности дневных истребителей было сосредоточено на Западном фронте. Производство перестало покрывать возросший уровень потерь, что привёло к снижению числа самолётов в боевых частях первой линии. Ряд неудач при принятии на вооружение новых типов самолётов и необходимость наращивания производства вынудило немецкое командование продолжить выпуск существующих типов техники, проводя незначительную их модернизацию. В результате, к весне 1943 года, до 25% численности боевых частей составляли самолёты морально устаревших типов. Подразделения истребителей люфтваффе, оперирующих над Кубанью, были вооружены истребителями Messerschmitt Bf 109 новейших модификаций G-2 и G-4. К его достоинствам относилась мощное вооружение, повышенная живучесть и оснащённость приёмопередающими радиостанциями (впрочем для немецких самолётов это было обычной практикой). Однако, дополнительное оборудование и вооружение увеличили вес и ухудшили маневренность самолёта, а увеличение скорости (достигнутое установкой более мощного двигателя) обернулось ухудшением общей управляемости машины. Тем не менее, Ме-109G являлся высшей точкой в технологическом развитии модели и в целом превосходил истребители противников[45]. Двухмоторные самолёты Messerschmitt Bf-110G в качестве истребителя практически не использовались, и применялись для ведения разведки, ударов по наземным целям и перехватов ночных бомбардировщиков.
ME-109 Ju 87D Shtuka
В ходе упорных боев гитлеровцам удалось к началу сентября занять почти всю территорию Краснодарского края, за исключением городов Сочи, Туапсе, Геленджик и прилегающих к ним районов. Оккупанты, пытавшиеся сначала представить себя в роли "освободителей" казачества и кавказских народов, замучили и убили 61 тыс. кубанцев, около 32 тыс. юношей и девушек угнали на каторжные работы в Германию. Здесь зверствовала зондеркоманда СС-10А, впервые были применены душегубки. Около 6,5 тыс. жителей ушли в партизаны. Деятельностью 73 отрядов руководил штаб партизанского движения во главе с П.И. Селезневым. Развернулась широкая сеть подполья. Партизаны и подпольщики оказывали серьезную помощь Красной армии, уничтожали живую силу и технику врага. Разгром гитлеровцев под Сталинградом создал условия для освобождения Северного Кавказа. Кровопролитные бои разгорелись на 110-километровой "Голубой линии". Весной 1943 г. в небе Кубани происходила одна из самых крупных воздушных битв, в которой участвовало более 2 тыс. самолетов. Гитлеровцы потеряли 1100 самолетов. 52 советских летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них А.И. Покрышкин, в прошлом воспитанник Краснодарского аэроклуба. В небе Кубани он сбил 20 самолетов врага. Появление Покрышкина, наводившее ужас на гитлеровских летчиков, всегда сопровождалось криком наблюдателей в эфире: "Внимание! Ас Покрышкин в воздухе!". Освобождение края завершилось в ходе Новороссийско-Таманской операции. Через 30 лет память героев битвы за Новороссийск была увековечена "Золотой Звездой".