Родительское собрание на тему: «Психологические особенности старших подростков»
Цели нашей встречи: 1) Познакомить родителей с психологическими особенностями проявлениями поведенческого характера в подростковом старшем возрасте 1) Познакомить родителей с психологическими особенностями проявлениями поведенческого характера в подростковом старшем возрасте 2) Сформировать у родителей положительную мотивацию на совместную деятельность с педагогам и психологом для решения проблем образования и воспитания подростков. 2) Сформировать у родителей положительную мотивацию на совместную деятельность с педагогам и психологом для решения проблем образования и воспитания подростков. Почему наши дети «неожиданно дичают»?
1. Зависимость подростка от родителей. 2. Незнание и неумение пользоваться своей независимостью. «Я хочу быть независимым (взрослым), но так, чтобы родители мне помогали (желание оставаться маленьким, иметь и чувствовать опору в лице родителей)…» Две главные причины:
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». А.С.Макаренко любите и понимаете
Возраст от 15 до 18 лет – период ранней юности.
Психологические особенности ранней юности: 1. Гармонизируется физическое и психическое развитие. 2. Формируется личностная идентичность, открытие собственного «Я». 3. Развивается рефлексия, самосознание. 4. Укрепляются и совершенствуются процессы умственного развития. 5. Мышление приобретает личностный, эмоциональный характер.
6.Самосознание устремлено в будущее. 7. Становление мировоззрения, возникает устойчивая система ценностей. 8. Развивается эмоциональная сфера. 9. Улучшается коммуникативность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль. 10. Общение со сверстниками: поиск своего «Я», друга, объекта любви. 11. Меняются взаимоотношения со взрослыми 12. Профессиональное самоопределение.
«Интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте». Л.И. Божович Обсуждение ситуаций!
СитуацияКак должно быть? 1.У подростка должны быть карманные деньги! Сколько? Должен ли подросток отчитываться перед родителями, на что он их тратит? Если должен, т каким образом? 1. Деньги быть должны, сумма на усмотрение родителей (по доходам) Отчитываться подросток не должен, но объяснить, на что потрачены может 2.У каждого ребёнка должны быть свои обязанности, в соответствии с его возрастом. Что именно должен делать подросток? Какова мотивация этой помощи родителям? (заработать поощрение? из стремления делать добро? из-за чувства вины? и др. 2. Обязанности распределяются совместно, но и контролируются систематически, а не эпизодически 3 Вам стало известно о том, что подросток солгал Вам по поводу прогулов в школе. Что Вы п Предпримете? 3.Откровенная беседа с подростком. Договор: за правду (какая бы она не было) не ругать, а попросить объяснить причину его поступка.
СитуацияКак должно быть? 4.Ваш ребёнок пришёл поздно ночью, в нетрезвом состоянии. Что предпримете? 4. Спрашивать бесполезно, ругать тем более. Дождаться момента и поговорить. Заключить договор, решить проблему по поводу дельнейшего поведения. Найти компромисс. Принять меры (если это повториться) 5. Ваш ребёнок не слушает Вас, грубит, огрызается, не выполняет Ваших требований. Как отреагируете? 5. Найти время для разговора, удобное для обоих. Выяснить причину такого поведения. Поставить условия (объяснить, что не устраивает Вас, но при этом выслушать самого подростка). Найти компромисс. 6. ВЫ замечаете, что подросток ведёт себя не совсем обычно: замкнут, часто уединяется, старается избегать отношений и разговоров с Вами, на Ваши вопросы говорит уклончиво. Ваши действия? 6. Создать обстановку доверительности. Высказать свою тревогу, волнение по поводу его поведения. Выяснить причину (молчание – признак обоснованной тревоги). Задавайте вопросы (Ваше мнение о том, что могло произойти). Помогите ребёнку разобраться (предложите свою помощь)
СитуацияКак должно быть? 7. Ваш ребёнок часто критикует своё (чужое тело), увлекается диетами, усиленно занимается спортом. Каково Ваше отношение к действиям ребёнка? 7.Поддерживать мотивацию по желанию заниматься спортом, объясняя полезность укрепления здоровья. Выяснить причину такого резкого перехода в поведении. Проконсультироваться со специалистами: диетологом, психологом 8.Ваш ребёнок часто вступает в споры, демонстративно отказывается от обсуждения и компромиссов решения проблемы. Предъявляет необоснованные требования. Ваши действия? 8. Поставить жёсткие условия: либо спокойное обсуждение проблемы, либо никаких удовлетворений просьб ребёнка. Выяснить причину такого «неуважение» к себе. Найти решение, приемлемое для обеих сторон. 9. Успеваемость Вашего ребёнка снизилась. Часто получает замечания по поведению в школе. Как вы поступите в этой ситуации? 9. Связь со школой с целью выяснения причин возникновения проблем: беседа с педагогами и психологом. Организация по необходимости корректирующих занятий со специалистами.
Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка – самый трудный этап становления. Важно: 1)Сохранять спокойствие 2)Уважительно относиться к проявлению в беседах с ребёнком его желания утвердиться в собственном мнении Можно использовать схему: - «Ты хочешь сделать (сказать, убедить и т.д.) меня в том…» -«Хорошо… давай попробуем предположить, что получится в последствии… Как будут развиваться события впоследствии?»
Что могут предложить РОДИТЕЛИ? Два пути перехода от чувства взрослости к настоящей взрослости: Первый: Конфликтный путь Подросток СИЛОЙ добивается права быть взрослым, завоёвывает его путём сопротивления со стороны взрослых. (это ведёт за собой появление бунтов против родителей и учителей, нежелание считаться с их мнением, уход из дома, формирование асоциального поведения)
Второй путь: Мирный путь. - Когда взрослый (родитель) сам приглашает ребёнка во взрослую жизнь: 1) Уважать его желание быть взрослым, 2) Считаться с его мнением, 3) Свои отказы подростку в чём-нибудь обосновывать. 4) Свои требования подкреплять собственным примером, 5) Помочь понять, что значит отвечать за свои поступки, 6) Объяснить необходимость этой ответственности.
В воспитании важно знать, учитывать и помнить, что: 1. Ребёнок, подросток – это не маленький взрослый, готовящийся к жизни, а абсолютно полноценный человек со своим жизненным опытом, своими планами, мыслями и чувствами. Разумеется, этим человеком нужно руководить, но не превращать его в ведомого!
2. Очень трудно, но жизненно необходимо научить подростка быть самостоятельным и ответственным, за себя и близких людей, человеком Конечно, родителям легче многое сделать самим за своего ребёнка: убрать за него кровать, приготовить и подать пищу, когда «ребёнок» хочет есть, привести в порядок его разбросанные вещи, купить то, что ему хочется: ведь не будет же он «хуже других» и т.д. Но для роста и развития Человека, личности, индивидуальности важно иметь возможность учиться, в том числе и на своих ошибках! Дайте ему эту возможность!
Помните, что каждый подросток несёт в себе огромную мудрость, постарайтесь познать эту мудрость и использовать её для взаимного духовного роста!
Спасибо за работу! До новой встречи!