Международный опыт информатизации образования: логика продвижения И.Д. Фрумин, К.Б. Васильев Всемирный банк
Содержание доклада Конкурентоспособность России – задача проекта ИСО Продвижение информатизации – особенность стратегии проекта
Будущего нет – оно делается нами Высокая производительность труда, основанная на новых компетентностях Высокое качество труда, основанное на строгом следовании технологий Инновации, основанные на продвижении новых идей в практику
Производительность труда
Качество труда
Вклад образования в качество труда
Инновационное развитие В рейтинге конкурентоспособности экономика Россия занимает 62 место из 125 (Источник: Global Competitiveness Report )
Информатизация образования – единственный шанс помочь конкурентоспособности страны Консерватизм традиционных предметов Жесткая ориентация на ЕГЭ Единственная линия, ориентированная на современные технологии
Варианты стратегии информатизации Обеспечение присутствия / наличия ресурсов Обеспечение доступа к ресурсам Обеспечение доступа и продвижение ресурсов
Доступ – ситуация в России в сравнении Число школьников на один компьютер: Россия – ~40 Ю.Корея – 5, США – 3, Эстония – 4 Школы с выходом в Интернет: Россия – ~30% Эстония, Финляндия – 99% широкополосный
Возможные стратегии повышения доступа Центры совместного пользования ресурсами (Индия, Китай) Поставка в школы техники, бывшей в употреблении (Чили, Канада) Оснащение каждой школы передовой технологией (Великобритания, США, Финляндия) Низкобюджетные ноутбуки для каждого школьника (Африка, Юго-Восточная Азия;) Общедоступные коллекции ресурсов (США, Франция, Эстония, Австралия)
Результат Англия, США, Чили: Простое предоставление доступа не приводит автоматически к использованию и, тем более, к изменению практик и достижению новых результатов
Нелинейная связь доступа и эффектов первичный доступ к оборудованию – яркие результаты (повышение общей информационной культуры, элементарные навыки) дополнительные вложения (увеличение скорости Интернета, дополнительные компьютеры) - слабое влияние на качество использования ИКТ и качество результатов
Варианты стратегии Нацеленность на рост лидеров: есть инновация – получаешь ресурс! Нацеленность на рост критической массы: стандартные масштабные решения, единые подходы
Повышение эффективности использования вместо наращивания мощностей Нужен ответ на принципиальные вопросы: как всем выйти на базовый уровень? как повысить отдачу от последующих инвестиций в ИКТ? ИНАЧЕ стратегия будет строится на очевидных решениях о новом «закачивании» средств
Логика продвижения Ориентация на новые результаты Формирование и закрепление в практике таких моделей работы учителя и школы, в которых крайне сложно добиться позитивных результатов без использования ИКТ... точнее, с ИКТ – проще! Перестройка практики не связана с активизацией инновационной деятельности или с опорой на творчество учителей. Ее суть в том, что готовые продукты, ресурсы, решения принимаются практикой и меняют ее.
Постановка новых задач ИКТ-компетентность школьников и учителей Повышение эффективности обучения через внедрение новых методов Повышение качества управления через внедрение новых технологий
Логика продвижения – что продвигается? коллекция информационных источников инновационные учебные комплекты инструменты учебной деятельности дистанционное обучение
Логика продвижения – что продвигается? программы информатизации школ инструмент автоматизации управления школой инструмент по оценке ИКТ- компетентности
Как продвигать? Жесткая фокусировка на ограниченном числе внедряемых инноваций Типовые продукты Мотивация: гранты на внедрение, улучшение условий труда Примеры лучшей практики Постоянная консультационная поддержка Близость услуги Простота использования
Какое будущее мы делаем? Ученики научатся сами задавать вопросы и находить ответы, взаимодействовать со сложными технологическими системами, … Школьный сайт поможет родителям, ученикам, учителям общаться с пользой для дела В школе практически исчезнет бумажный документооборот Школа станет ближе к жизни