ТЕМА «Развитие базовых предпосылок формирования слоговой структуры слова» Учитель-логопед Сысуева О.И.
Актуальность темы Развитие неречевых процессов Оптико-пространственная ориентация Ритмическая и динамическая организация движений Способность к серийно-последовательной организации движений Формирование слоговой структуры слова Овладение грамматическим строем речи Усвоение звукового анализа, письмо, чтение
Цели проекта Отбор эффективных приемов развития неречевых процессов Выявление степень вероятного участия и взаимодействия педагогов, родителей в процессе развития исследуемых неречевых процессов
Направления работы по слоговой структуре слова Развитие иммитационных способностей, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура Постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова Этапы работы 1. Этап развития неречевых процессов 2. Пропедевтический этап 3. Основной этап
Пропедевтический этап Различение на слух длинных и коротких слов Различение на слух слоговых контуров по длине Основной этап Формирование навыка произнесения слов продуктивных классов
Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации 1. Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле Осознание схемы тела своего и другого субъекта, асимметрии Освоение пространственных отношений между предметом и собой, актуальная их вербализация Выполнение, изменение, построение двигательных серий Результат Дети осваивают и дифференцируют понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «далеко» и т.п. Улучшаются координация движений и пространственная организация движений
2. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве Серии манипулятивных действий с предметами по инструкции Речевое опосредование выполненных действий Выкладывание и зрительное отслеживание предметного ряда Результат Активизация в речи слов, обозначающих понятия пространства 3. Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве Освоение горизонтального и вертикального рядов Построение рядов с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием), цвета, формы Результат Сравнение пространственных позиций предметов Совершенствование графомоторных навыков
Развитие моторных функций пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий 1. Совершенствование статико-динамических и темпо- ритмических параметров общих движений и действий Воспроизведение, анализ заданной последовательности (чередования) общих движений Изменение темпа, ритма движений 2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук Развитие переключаемости движений пальцев рук Формирование пространственной организации движений пальцев рук Результат Совершенствование координации движений Умение различать и воспроизводить заданные ритм и темп
3. Развитие статической и динамической координации движений пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений Соотнесение статических артикуляционных движений с с движениями пальцев рук Совместная серийная организация Выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук Результат Развиваются кинестетическая и кинетическая основы движений Совершенствуются координация, плавность и переключаемость артикуляционных движений
Использованы методики «Слоговая структура слова обследование и формирование у детей с недоразвитием речи», учебно-методическое пособие – Г.В.Бабина, Н.Ю.Сафонкина, М, 2005г. «Формирование слоговой структуры слова», логопедические задания – Н.В.Курдвановская, Л.С.Ванюкова, М, 2007г. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей», методическое пособие – С.Е.Большакова, М, 2007г.