Образовательная программа дополнительного образования детей «Акварель» Возраст воспитанников: лет Срок реализации: 4 года Автор: педагог дополнительного образования МУДО ЦРТДЮ г. Тейково Столярова Лидия Владимировна
«Все радости жизни – в творчестве» Р. Ролан Р. Ролан Центр развития творчества детей и юношества г. Тейково
Актуальность и новизна Подготовка к поступлению в учебные заведения художественной направленности и успешное усвоение учебных программ Объединение отдельных областей, направлений изобразительного искусства и различных видов деятельности в одно целое
Цель программы Создание условий для творческого развития личности и профессионального самоопределения воспитанников средствами изобразительного искусства
Формировать целостное представление о видах и жанрах искусства Формировать целостное представление о видах и жанрах искусства Обучить основам изобразительного искусства, различным видам изодеятельности и приёмам работы с многообразными художественными материалами Научить передавать в рисунке своё настроение, чувства, эмоции, ощущения Формировать индивидуальный стиль творческой деятельности Образовательные задачи
Развивать: Воображение, образное мышление, пространственные представления Воображение, образное мышление, пространственные представления Художественный вкус и культуру зрительного восприятия предметов, явлений окружающей действительности и произведений изобразительного искусства Художественный вкус и культуру зрительного восприятия предметов, явлений окружающей действительности и произведений изобразительного искусства Творческие способности, зрительную память и образно-логическое мышление Творческие способности, зрительную память и образно-логическое мышление Навыки межличностного общения Навыки межличностного общения Развивающие задачи
Воспитательные задачи Воспитывать: Воспитывать: Интерес к искусству народов мира Интерес к искусству народов мира Бескорыстное отношение к окружающему миру, к традициям, культуре и художественному наследию своего народа Бескорыстное отношение к окружающему миру, к традициям, культуре и художественному наследию своего народа Уважительное отношение к труду, ответственность и целеустремлённость Уважительное отношение к труду, ответственность и целеустремлённость Культуру жизнедеятельности обучающихся Культуру жизнедеятельности обучающихся
Педагогические технологии Личностно- ориентированные Дифференциация обучения Индивидуализация обучения Групповые технологии Творческой деятельности Творческой деятельности Проблемного обучения Здоровьесберегающие
Разделы программы Рисунок
Живопись
Композиция
Художественное конструирование и дизайн Разделы программы
Этапы реализации программы «От интереса к увлечению» «От увлечения к творчеству» «От творчества к мастерству» «От мастерства к профессии»
Организация занятий Принимаются все желающие в возрасте лет, заинтересованные и увлечённые изобразительным искусством Год обучения Количество человек Часов в неделю Часов в год Первый Второй Третий Четвёртый
«От интереса к увлечению» Основа – познавательная деятельность. Введение в мир искусства. Знакомство с различными художественными материалами и приёмами работы с ними.
«От увлечения к творчеству» Основа – познавательная и творческая деятельность. Углубление знаний в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Развитие памяти и воображения через решение творческих композиционных заданий.
«От творчества к мастерству» Основа - решение и выполнение более сложных творческих заданий: рисование с натуры по рисунку и живописи портрета, фигуры человека, изображение гипсовых слепков, орнаментов, частей лица; создание творческих проектов по композиции и дизайну.
«От мастерства к профессии» Основа - выбор направления профессионального самоопределения. Реализуются и оттачиваются накопленные знания и навыки в области композиции, рисунка, живописи и дизайна. Знакомство с художественными заведениями Ивановской и Владимирской областей.
Формы контроля учебной деятельности Анкетирование Практические задания Практические задания Творческая работа Творческая работа Устный опрос Проверочная работа Тестирование Выставка работ Разработка и защита проектов Разработка и защита проектов Сафронова Анна – победитель конкурса проектов ЦРТДЮ (2008 г.)
Входной мониторинг первого года обучения Входной мониторинг первого года обучения Цель: выявление интереса и способностей к изобразительному искусству. Анкетирование Анкетирование Ф.И. воспитанника________________________________________ 1. Какова цель прихода в объединение? а) научиться рисовать; б) проверить свои способности; в) поступление в художественное учебное заведение. 2. Как вы оцениваете уровень своих способностей? а) высокий; б) средний; в) низкий; г) затрудняюсь ответить. 3. Какими художественными материалами вы любите рисовать? а) простым и цветными карандашами; б) фломастерами и маркерами; в) акварелью и гуашью; г) пастелью. 4. В каком жанре вы любите рисовать? а) портрет; б) натюрморт; в) пейзаж; г) на свободную тему. 5. Имеется ли в домашней библиотеке книги по искусству?__________ а) да; б) нет; в) не знаю.
Входной мониторинг первого года обучения Практическое задание : изобразить в графике 4-5 зарисовок различных животных по образцам на формате А3 (срисовывание со специально изготовленных таблиц). Критерии оценки: высокий уровень – правильная компоновка на листе, наличие построения, соблюдены пропорции изображённых предметов, соблюдение перспективы, правильность наложения штриховки. высокий уровень – правильная компоновка на листе, наличие построения, соблюдены пропорции изображённых предметов, соблюдение перспективы, правильность наложения штриховки. средний уровень – присутствуют ошибки в компоновке на листе, в перспективе, при нанесении светотени. средний уровень – присутствуют ошибки в компоновке на листе, в перспективе, при нанесении светотени. низкий уровень – не соблюдены компоновка на листе, пропорции изображённых предметов, отсутствует перспектива, нарушена штриховка. низкий уровень – не соблюдены компоновка на листе, пропорции изображённых предметов, отсутствует перспектива, нарушена штриховка.
Входной мониторинг второго года обучения Графическая творческая работа Цель: выявление склонности к познанию и творческой активности. Задание: создать 2 графические композиции на формате А3 в чёрно-белом изображении, где при помощи пересекающихся линий, силуэтов различных геометрических фигур, создаётся статика (равновесие) и динамика (асимметрия, движение). Критерии оценки: высокий уровень – чётко выражена статика и динамика в композициях, использование нескольких диагональных линий при изображении динамики, отсутствие диагонального направления в композиции покоя. высокий уровень – чётко выражена статика и динамика в композициях, использование нескольких диагональных линий при изображении динамики, отсутствие диагонального направления в композиции покоя. средний уровень – незначительные нарушения композиционных правил, нечётко выражено движение или покой, незначительные нарушения графических приёмов (контрастов). средний уровень – незначительные нарушения композиционных правил, нечётко выражено движение или покой, незначительные нарушения графических приёмов (контрастов). низкий уровень – не определяется статика и динамика в композициях, нарушены средства композиции. низкий уровень – не определяется статика и динамика в композициях, нарушены средства композиции.
Промежуточный мониторинг третьего года обучения Цель: промежуточный контроль усвоения знаний строения головы и пропорций фигуры человека. Тестирование 1. На сколько частей относительно головы делится фигура взрослого человека? а) 7-8; б) 5-6; в) На сколько частей принято делить фигуру человека от плечевого пояса до ступней? а) 5; б) 4; в) На каком уровне расположены локти человека? а) на уровне груди; б) на уровне гребешков тазовой кости; в) на уровне бедра. 4. На каком уровне заканчиваются кисти рук? а) на уровне тазовой кости; б) на уровне колен; в) на половине бедра. 5. Сколько раз голова укладывается в плечевом поясе взрослого человека? а) 1,5; б) 2; в, 2,5. 6. На каком уровне головы проходит линия глаз? а) на середине головы; б) выше середины головы; в) ниже середины головы. 7. Чему равно расстояние между глазами? а) 1 глазу; б) размеру рта; в) размеру уха. 8. На каком уровне расположено ухо? а) от бровей до рта; б) от бровей до крыльев носа; в) от глаза до крыльев носа. 9. Какие части лица считаются наиболее выразительными? а) нос и глаза; б) брови и нос; в) губы и глаза 10. На уровне, какой части лица, заканчиваются уголки губ? а) зрачков; б) слезников; в)крыльев носа.
Итоговый мониторинг третьего года обучения Форма мониторинга: исследовательские работы с последующей защитой проектов. Темы: архитектура общественных зданий г.Тейкова, творчество местных художников, памятники архитектуры города и др. г. Электросталь научно- практическая конференция
Индивидуальное самоопределение воспитанников ( г.г.) человек по окончании объединения поступили в учебные заведения художественной направленности 9 человек продолжили обучение в высших учебных заведениях % 43% Итого: поступили в учебные заведения
Индивидуальное самоопределение воспитанников % 19% 34%
География сотрудничества ИГАСУ ШГПУ ИГЭУ ИГХТУ ВГПУ Ивановский техникум промышленного дизайна Юрьев-Польский педагогический колледж Ивановское художественное училище Суздальское художественно- реставрационное училище
Воспитательная работа Составляющие: Индивидуальная работа с каждым обучающимся Групповая работа Работа с семьями воспитанников: Социологическое исследование семьи Участие родителей в образовательном процессе Массовые мероприятия
«День смеха» Воспитательные мероприятия «Русские посиделки» День города «Путешествие по знакам зодиака»
Достижения воспитанников Областной уровень
Достижения воспитанников Муниципальный уровень
Модель выпускника Творческая личность Взаимовыручка Ответственность Любовь к искусству Культура поведения Собственный стиль Уверенность в себе