Совершенствование навыков чтения у младших школьников с использованием ИКТ Учитель начальных классов ГОУ ЦО 1296 Григорьева Лидия Алексеевна
ИКТ – усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. ИКТ – позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. ИКТ – повышает объем выполняемой работы на уроке. ИКТ – расширяет возможность самостоятельной деятельности, формируется навыки исследовательской деятельности. ИКТ – обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам. ИКТ – способствует повышению качества образования.
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум 2 компонента: - Технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучание слов, основанное на связи между их зрительным образом и акустическим) - Понимание текста (извлечение его смысла и содержания)
Причины трудностей чтения
Природный темп Это скорость, с которой работают психологические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Виды упражнений для увеличения темпа чтения: Многократное прочтение Молния Буксир
Регрессии Это возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Причины регрессии: Сила привычки Кажущиеся трудности текста Отсутствие внимания
Антиципация Прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому – смысловой догадкой.
Родился зай… в лесу и все боял…. Треснет где-ни… сучок, вспорх… пти…, упадет с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят…. Боял… зай… день, боял… два, боялся неде…, боял… год; а потом вырос он боль… и вдруг надое… ему боя…. -Нико… я не бою…! – крик… он на весь лес. – Вот не бою… нисколь…, и все тут! Д. Мамин-Сибиряк
Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки. Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой и вдруг надоело ему бояться. -Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и все тут! Д. Мамин-Сибиряк
Артикуляция Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата.
Упражнения, направленные на отработку артикуляции отдельных звуков с разной интонацией: И АЭУ Ы
Упражнения в чтении букв парами: А - Я аист сахар яблоко
Упражнения, в отчетливом произношении согласных в слове: З - С
Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Чтение чистоговорок Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Чтение скороговорок Шел Егор через двор С топором чинить забор.
Малое поле зрение Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движении). Повышение скорости чтения – это увеличение объема воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения.
Упражнения, связанные со зрительным восприятием: Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.
Кто самый внимательный? дедушка девушка
Чтение слов с твердым и мягким согласным: галкагалька полкаполька
Чтение слова с наращиванием для быстрого чтения: Зелень – зеленело – зазеленело Двигать – двигаются - продвигаются
Вывод Использование ИКТ в работе по развитию формирования навыка чтения намного улучшает технику чтения у младших школьников. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной источник получения информации и даже способ общения. С применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока ставится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребенка.
В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были творцами в этом мире».
Спасибо за внимание