«Взаимодействие педагога с семьями тревожных детей» Кругликова Юлия Михайловна воспитатель ДОУ 27 комбинированного вида г. Зеленогорск
Семья - это целый мир, в котором ребенок живёт, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Задача родителей – создать в семье условия для развития позитивных детско-родительских отношений.
Моя задача: - оказать помощь семье с целью: - совершенствования детско-родительских отношений и преодоления тревожности у детей; - создания обстановки эмоционального комфорта и психологического благополучия.
Этапы работы: Изучение особенностей детско-родительских отношений в семье. Изучение особенностей детско-родительских отношений в семье. Определение стилей детско-родительских отношений. Определение стилей детско-родительских отношений. Разработка программ индивидуального сопровождения семьи тревожных детей. Разработка программ индивидуального сопровождения семьи тревожных детей.
Особенности стилей воспитания и детско-родительских отношений: взаимоотношения носят разноплановый характер; взаимоотношения носят разноплановый характер; на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье; на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье; под влиянием типа родительских отношений формируется его личность и эмоционально- чувственная сфера. под влиянием типа родительских отношений формируется его личность и эмоционально- чувственная сфера.
Направления работы: изучение положения ребёнка в семье; изучение положения ребёнка в семье; выявление знаний родителей о ребёнке; выявление знаний родителей о ребёнке; изучение детско- родительских отношений. изучение детско- родительских отношений.
Причины тревожности: боязнь физического наказания; боязнь физического наказания; страх остаться дома одному; страх остаться дома одному; отсутствие родительской ласки; отсутствие родительской ласки; крики родителей за проступки. крики родителей за проступки.
Проблемы в представлениях родителей о воспитании ребёнка: - - недостаточность знаний о ребёнке и его воспитании; - - отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. - - неосведомлённости по данному вопросу. Большинство родителей не обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.
Вывод: большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей. ! Нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.
Факторы, влияющие на возрастание тревожности детей: у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка; у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка; ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье); ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье); дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания; дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания; в семье - неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека. в семье - неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
Совместные занятия.
Психологические игры и упражнения.
Рисунки детей.
Составление рассказов о семье.
Дискуссии, собрания, этические беседы с родителями.
Создание и разрешение педагогических ситуаций.
Изготовление поделок.
Релаксационные игры. Релаксационные игры.
* эмоциональный контакт * эмоциональный контакт * доброжелательность и * доброжелательность и понимание понимание * оптимальное решение * оптимальное решение проблем проблем * сближение и * сближение и взаимопонимание взаимопонимание
Результаты работы: создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье; создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье; накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания; накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания; улучшение детско-родительских отношений; улучшение детско-родительских отношений; снижение уровня детской тревожности. снижение уровня детской тревожности.