Причины конфликтных ситуаций между учителем и учеником. Выполнила Ш иряй Александра, ученица 8 «А» класса Шушенской школы 1 руководитель Шамраева Ольга Николаевна, педагог - психолог Шушенской школы 1
Актуальность. Конфликтность отношений между педагогами и учащимися средних и старших классов весьма распространенное явление. Оно приводит к развитию отрицательного отношения к учителю, школе, учению в целом.
Цель работы Выявить наиболее частые причины конфликтных ситуаций между учителем и учеником в школе 1.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются конфликтные ситуации в школе 1. Предметом исследования являются причины конфликтных ситуаций между учителем и учеником в нашей школе и способы разрешения конфликта.
Гипотеза. Источник конфликтных ситуаций между учителем и учеником возникает по причине несправедливости в оценивании, количество конфликтов зависит от уровня успеваемости ученика.
Задача 1. Познакомиться с историей вопроса, проанализировав имеющуюся литературу по данной теме, выяснить историческое происхождение понятия. Изучить суть конфликта, причины возникновения, классификацию конфликтов, стилей поведения в конфликтных ситуациях.
Результат. 1. Изучили имеющуюся литературу по данной теме. 2. Выявили, что нет единого понятия конфликта. 3. Определили для себя рабочее понятие конфликта. 4. Изучили классификацию конфликта, его суть и стили поведения в конфликтных ситуациях. 5. Изучили причины педагогического конфликта.
Задача 2. Провести опрос среди учеников, учителей и родителей с целью определения наиболее частых причин конфликтных ситуаций и типа поведения в этих ситуациях.
Результаты. Ученики: частая причина - несправедливые оценки учителей. Учителя: частая причина - пропуски и опоздания учеников. Родители: частая причина - характер ребенка.
Соотношение успеваемости учеников с причинами конфликтных ситуаций.
Стили поведения в конфликте
Задача 3. Систематизирование изученного материала, описание феномена конфликта.
Результат. 1. Обозначенные причины конфликтных ситуаций распределили на 3 группы: Выполнение-невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося. Отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности. Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности (собственным «Я», защита круга своих близких). 2. Описали феномены конфликтов, происходящих в нашей школе.
Задача 4. Составление приложения в виде буклета с рекомендациями, направленными на конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.
Задача 5. Определить верность или неверность гипотезы и назвать причины конфликтов в школе. Результат : выдвинутая нами гипотеза доказана: источником конфликтных ситуаций между учителем и учеником является причина несправедливости в оценивании, количество конфликтов зависит от уровня успеваемости ученика.
Научная новизна результатов исследования. Мы первые в нашей школе провели исследование на уровне ученика в этой области Мы рассмотрели понятие конфликта разными психологическими школами. Рассмотрели стили разрешения конфликтов и выявили наиболее частые в нашей школе. Соотнесли причину конфликтов с уровнем успеваемости учеников.
Методы проведенного исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение и анализ педагогического процесса с целью определения причин возникающих конфликтных ситуаций; анализ наблюдаемых конфликтных ситуаций; тестирование, опрос; анализ и обработка полученных результатов.
Теоретическое значение и практическая значимость работы Теоретическое значение исследования заключается в изучение истории вопроса, рассмотрении понятия конфликта. Практическая значимость работы: результаты данной работы можно использовать при подготовке родительских собраний, классных часов, работы со школьным активом.