Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования 1421
Цель исследования: доказать возможность гармонизации характерологической сферы школьников-холериков посредством развития у них умений управления собственными временными ресурсами. Актуальность исследования: дисгармоничное развитие личности школьника с холерическим типом темперамента обусловлено проявлением типичных негативных черт их характера, которые приводят к накоплению у этой категории школьников негативного опыта, что затрудняет их личностное развитие и нередко ослабляет их психологическое здоровье.
Гипотеза исследования: если школьники-холерики освоят систему управления собственным временем и начнут ее применять в повседневной жизни, то некоторые типичные для холериков негативные черты характера ослабят степень своей выраженности или будут преодолены совсем, то есть будут гармонизированы. Методы исследования: – анализ литературы по теме исследования; – обобщение результатов; – систематизация результатов. – методика Айзенка Г.Ю.; – методика Белова А. – методика Азаровой О.Н. тестирование:анкетирование:
Гипотеза исследования: если школьники-холерики освоят систему управления собственным временем и начнут ее применять в повседневной жизни, то некоторые типичные для холериков негативные черты характера ослабят степень своей выраженности или будут преодолены совсем, то есть будут гармонизированы.
Методы исследования: – анализ литературы по теме исследования; – обобщение результатов; – систематизация результатов. – методика Айзенка Г.Ю.; – методика Белова А. – методика Азаровой О.Н. тестирование:анкетирование:
План выполнения исследования В эксперименте участвовало 26 подростков – ученики 8-го класса. База проведения исследования: ГБОУ ЦО Теоретический этап экспериментаКонстатирующий этап экспериментаОбучающий этап экспериментаИтоговый этап эксперимента
Результаты теоретического этапа эксперимента: 1. Сформулировали рабочие определения основных понятий работы (характер, темперамент). 2. Изучили и систематизировали литературу по теме исследования. 3. Сформулировали проблему исследования.
Результаты констатирующего этапа эксперимента: 1. Определили типы темперамента и их частотность среди учащихся 8-го класса. 11% (3 чел.) 27% (6 чел.)58% (15 чел.) 8% (2 чел.) 2. Установили, что типичной личностной особенностью школьников с холерическим типом темперамента является слабый уровень сформированности умений управления собственными временными ресурсами. Тип темперамента Высокий уровень сформированности Средний уровень сформированности Низкий уровень сформированности Холерики3 чел. (20%)4 чел. (27%)8 чел. (53%) Сангвиники2 чел. (34%)3 чел. (50%)1 чел. (16%) Флегматики1 чел. (50%) – (0%) Меланхолики1 чел. (33%)1 чел. (34%)1 чел. (33%) Уровень сформированности умений управления собственными временными ресурсами у школьников-холериков на констатирующем этапе эксперимента 3. Определили типичные негативные для холериков черты характера и их степень выраженности на констатирующем этапе. Неорганизованность, суетливость, неустойчивость в собственных интересах, поспешность в решениях. Неусидчивость, вспыльчивость. Резкость и прямолинейность в общении, высокая конфликтность. Резкая смена настроения без основательной причины, невнимательность.
Результаты констатирующего этапа эксперимента: 1. Определили типы темперамента и их частотность среди учащихся 8-го класса. 11% (3 чел.) 27% (6 чел.)58% (15 чел.) 8% (2 чел.)
Результаты констатирующего этапа эксперимента: 2. Установили, что типичной личностной особенностью школьников с холерическим типом темперамента является слабый уровень сформированности умений управления собственными временными ресурсами. Тип темперамента Высокий уровень сформированности Средний уровень сформированности Низкий уровень сформированности Холерики3 чел. (20%)4 чел. (27%)8 чел. (53%) Сангвиники2 чел. (34%)3 чел. (50%)1 чел. (16%) Флегматики1 чел. (50%) – (0%) Меланхолики1 чел. (33%)1 чел. (34%)1 чел. (33%)
Результаты констатирующего этапа эксперимента: Уровень сформированности умений управления собственными временными ресурсами у школьников-холериков на констатирующем этапе эксперимента
Результаты констатирующего этапа эксперимента: 3. Определили типичные негативные для холериков черты характера и их степень выраженности на констатирующем этапе. Неорганизованность, суетливость, неустойчивость в собственных интересах, поспешность в решениях. Неусидчивость, вспыльчивость. Резкость и прямолинейность в общении, высокая конфликтность. Резкая смена настроения без основательной причины, невнимательность.
Обучающий этап эксперимента Тема занятия Количество часов 1Персональный тайм-менеджмент1 2Приемы и методы эффективного планирования1 3Алгоритм целеполагания2 4Алгоритм планирования2 5Персональный тайм-менеджмент1 Тематический план занятий
Результаты итогового этапа эксперимента: 1. Повторно определили уровень сформированности умений управления собственными временными ресурсами у школьников-холериков, прошедших обучение по программе. 2. Определили степень выраженности типичных негативных для холериков черт характера на итоговом этапе. Неорганизованность, суетливость, неустойчивость в собственных интересах, поспешность в решениях. Неусидчивость, вспыльчивость. Резкость и прямолинейность в общении, высокая конфликтность. Резкая смена настроения без основательной причины, невнимательность. Ни одной из перечисленных негативных черт. Сравнительный анализ данных определения уровня сформированности умений управления собственными временными ресурсами у школьников- холериков на констатирующем и итоговом этапах Динамика степени выраженности негативных черт характера у школьников-холериков на констатирующем и итоговом этапах
Результаты итогового этапа эксперимента: 1. Повторно определили уровень сформированности умений управления собственными временными ресурсами у школьников-холериков, прошедших обучение по программе.
Результаты констатирующего этапа эксперимента: 2. Определили степень выраженности типичных негативных для холериков черт характера на итоговом этапе. Неорганизованность, суетливость, неустойчивость в собственных интересах, поспешность в решениях. Неусидчивость, вспыльчивость. Резкость и прямолинейность в общении, высокая конфликтность. Резкая смена настроения без основательной причины, невнимательность. Ни одной из перечисленных негативных черт.
Результаты итогового этапа эксперимента: Сравнительный анализ данных определения уровня сформированности умений управления собственными временными ресурсами у школьников- холериков на констатирующем и итоговом этапах
Результаты итогового этапа эксперимента: Динамика степени выраженности негативных черт характера у школьников-холериков на констатирующем и итоговом этапах
Результат исследования – Умение планировать личное время для учебы и отдыха; – у. распределять дела по степени важности; – у. последовательно выполнять задачи; – у. правильно формулировать цель и контролировать действия по ее достижению, запланированные на определенный срок времени; – у. устранять «поглотителей времени». гармонизация – вспыльчивость; – неорганизованность; – раздражительность; – суетливость; – нетерпеливость; – бестактность.
Выводы: 1. Использование системы тайм-менеджмента в обучении школьников-холериков можно рассматривать как средство гармонизации негативных черт их характера: вспыльчивости, неорганизованности, раздражительности, суетливости, нетерпеливости, бестактности. 2. Обучение школьников приемам и принципам управления собственными временными ресурсами позволило добиться существенных изменений в их характерологической сфере: у типичных негативных для холериков черт характера ослабилась степень их выраженности. 3. Развитие умений рационального использования собственного времени у школьников-холериков (планировать личное время для учебы и отдыха, распределять дела по степени важности, последовательно выполнять задачи, запланированные на определенный срок времени, правильно формулировать цель и контролировать действия по ее достижению, устранять «поглотителей времени» и др.), позволяет снизить степень выраженности типичных черт их характера (вспыльчивость, неорганизованность, раздражительность, суетливость, нетерпеливость, бестактность).
Список основной литературы: 1. Батаршев А.В. Типология характера и личности. – М.: Изд-во Института Психотерапии, Лукашенко М.А. Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей. – М.: Альпина Паблишер, Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психологические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: Московский психолого- социальный институт, Флинта, Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.