Работа социального педагога по профилактике асоциального поведения обучающихся.
Девиантное поведение Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии Это асоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые Делинквентное поведение (противоправное) Криминальное (преступление)
Факторы риска 1.Отчужденность детей от семьи и школы. 2. Неблагополучие в семье. 3. Влияние социума (внешнее и внутреннее). 4.Педагогическая запущенность. 5. Экономическая асоциальная обделенность.
Направления деятельности социального педагога 1.Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющегося поведения обучающихся. 2.Обеспечение профилактической и коррекционной работы. 3.Организация профилактической работы с детьми асоциального поведения. 4.Способствование пропаганде ЗОЖ. 5.Повышения уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей. 6.Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением.
Уровни профилактической работы с обучающимися 1 уровень – первичная профилактика охватывает всех обучающихся образовательного учреждения и направлена на развитие социально-успешной, психологически адаптивной личности с установками на формирование, усвоение, активное воспроизводство обучающимися социального опыта через реализацию в общении и социально значимой деятельности.
2 уровень – профилактическая работа с обучающимися и родителями (законными представителями), имеющими повышенный риск возникновения девиантного поведения. 3 уровень – работа с детьми и их родителями (законными представителями), проявляющими девиантное и делинквентное поведение
Задача социального педагога Перед социальным педагогом стоит сложная задача- попытаться изменить сознание и поведение обучающихся через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, т.е. обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.
Компоненты деятельности социального педагога 1.Выявление обучающихся склонных к асоциальным нормам поведения. 2.Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии. 3.Составление плана педагогической коррекции личности. 4.Изменение характера личных отношений обучающихся со сверстниками и взрослыми. 5.Вовлечение обучающихся в различные виды активной деятельности. 6.Изменение условий семейного воспитания. 7.Вовление во внеурочную деятельность.
Направления деятельности социального педагога по предупреждению девиантного поведения. 1.Выявление подростков с девиантным поведением. 2.Изучение их социальных проблем. 3.Привлечение классных руководителей для изучения семейных проблем ребенка. 4.Организация взаимодействия всех субъектов социально-педагогической деятельности. 5.Связь с семьей данного подростка. 6.Организация индивидуально-профилактического воздействия на подростков. 7.Развитие системы правового образования обучающихся.
Статистика
Занятость обучающихся, состоящих на внутришкольном учете
Методологическое обеспечение Программа работа с детьми «Асоциального поведения» Программа патриотического воспитания Программа «Семья»
Схема взаимодействия соц. педагога с организациями и учреждениями по профилактике асоциального поведения, безнадзорности обучающихся 1 отдел милиции 2 отдел милиции 3 отдел милиции ЛОВД на ст. Дзержинск МОБ УВД Консультативный пункт при ОП 8 СОЦ. ПЕДАГОГ д/п 13 д/п 8 Центр «Семья» Управление образования Территориальный орган департамента соц.защиты населения, труда и занятости Нижегородской Области (Управление соц.защиты населения г.Дзержинска) Отдел по делам Материнства и детства ПМС-центр Отдел опеки, попечительства и усыновления
Вывод: Социальный педагог является ключевой фигурой в координирующий усилий всех педагогов и представителей всех заинтересованных ведомств в вопросах профилактической работы с обучающимися. Только совместная деятельность по профилактике асоциального поведения способна обеспечить эффективность данной работы.