Подотчетность руководителей в государственном секторе – опыт и проблемы Республики Хорватия Ивана Малетич, Госсекретарь Министерство финансов Пленарное заседание PEM-PAL Загреб, 26 января 2011
Цель: Подотчетное, эффективное и прозрачное управление государственными ресурсами Конституция – ст. 91. Гос. доходы и расходы определяются в Гос. Бюджете. Закон о бюджете Закон о ГВФК Закон о финансовой подот- четности Гос. Закон об аудите Распоряжение Своды правил Руководства Пособия Распоряжения Своды правил Руководства СтратегииОрганизацияРесурсы Руководители Финансовые руководители Бухгалтеры Упр. гарм. CHU Совет ГВФК Внутр. аудиторы руководители Гос. управление аудита – гос. аудиторы Управление Внутреннего аудита 4 основных принципа управления государственными финансами
1-й принцип – Закон о бюджете Июль 2008 Реформы, относящиеся в первую очередь к определению и внедрению: –многолетних финансовых рамок, –стратегического и программного планирования, –управленческой политики и капитальных проектов, –специальных механизмов для слежения за реализацией программ и –мониторинга и отчетности о достигнутых результатах Стратегическое планирование –проводит четкую связь между стратегическими политическими и экономическими приоритетами правительства и бюджетом –обеспечивает эффективную и качественную реализацию и использование бюджетных средств –основа для аудита функционирования, а не только соблюдения правил –процесс, требующий времени
1-й принцип – Закон о бюджете - Исполнение Больше гибкости в исполнении и нацеленность на результаты Бюджетные прогнозы будут приниматься на втором уровне экономической классификации Возможен перевод основных фондов из одного бюджетного года в другой
2-й принцип – Закон о Государственном внутреннем финансовом контроле (ГВФК) Декабрь 2006 Система государственного внутреннего финансового контроля находится в процессе присоединения к Евросоюзу, для чего к странам-кандидатам применяются два процесса: –Первый – подготовка и использование программ помощи ЕС странам-кандидатам – у учреждений должна быть полноценная система внутреннего финансового контроля, удовлетворяющая требованиям ЕС –Второй – процесс переговоров, в частности по Главе 32 «Финансовый контроль», в ходе которых кандидат соглашается учредить и внедрить внутренний финансовый контроль
2-й принцип – Закон о Государственном внутреннем финансовом контроле (ГВФК) Другие задачи ГВФК –Полная интеграция ГВФК в управленческие процессы в госсекторе с целью обеспечения подотчетного, прозрачного и эффективного управления госсредствами –По мере развития ГВФК способствует реализации бюджетных реформ –Обеспечить единый подход к развитию ГВФК для национальных и европейских средств, с учетом специфики –Интеграция ГВФК с реформой госуправления (рационализация и эффективность, антикоррупционные программы)
3-й принцип – Закон о государственном аудите Последние изменения в 2004 – были проведены Государственным управлением аудита – независимость закреплена в Конституции в 2009 –Аудит – это проверка документов, отчетов, внутреннего контроля и внутреннего аудита, бухучета и финансовых процедур и других записей, с целью определить, правильно ли финансовые документы отражают финансовую ситуацию и деятельность в соответствие с общепризнанными принципами и стандартами бухучета. –Аудит – это процесс проверки финансовых операций, который представляет государственные доходы и расходы в свете их использования в соответствие с законом. –Аудит также включает оценку эффективности и результативности деятельности и оценку эффективности задач отдельных программ.
4-й принцип – Закон о финансовой подотчетности Ноябрь 2010 Устанавливает правила, ограничивающие государственные расходы, ужесточающие подотчетность за законное, функциональное и целесообразное использование бюджетных ресурсов и усиливающие систему контроля и надзора с целью обеспечения финансовой подотчетности «Каждая куна и липа (рубль и копейка) бюджетных средств так же велика, как гора, и над каждой нужно четырежды подумать, прежде чем потратить.» –Г-жа Ж. Косор, премьер-министр Хорватии
Наши проблемы… Большое число бюджетных учреждений Выявление удачных практических решений и выработка пособий и руководств по реализации Использование опыта фондов ЕС Своевременное обучений всех участников –Управление на всех уровнях –Бухгалтеры, риск-менеджеры, специалисты по несоответствиям –Внутренние аудиторы Мониторинг реализации, путем: - горизонтального аудита - отчетов Государственного управления аудита Координация с другими институциональными реформами (антикоррупционной и административной реформой)
Заключение Внедрение подотчетности и соответствия закону – это длительный процесс, требующий настойчивости, энергии, времени и хорошей координации действий Необходимо поучиться на опыте других стран по внедрению принципа подотчетности руководства Результаты реформ нельзя увидеть немедленно, и для них требуется прозрачная отчетность о текущих результатах Только при условии последовательного исполнения законодательства мы сможем упрочить подотчетность руководства