Тема урока: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»
Цели урока: 1) работать над анализом рассказа; 2) попробовать раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова; 3) воспитывать понимание, что невежество, неблагодарность, грубость уморительно смешны.
ХОД УРОКА 1 БИОГРАФИЯ А.П.Чехов родился в Таганроге, учился в Московском университете, стал врачом и знаменитым русским писателем.
ПСЕВДОНИМ АНТОША ЧЕХОНТЕ ПСЕВДОНИМ - выдуманное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Р о д и т е л и Было тихо, тепло. Антоша неторопливо снял щипцами нагар со свечи, написал в тетради число. В это время в комнату вошёл отец, Павел Егорович, и сказал: «Ступай в лавку». Антоша не стал возражать: он заранее знал, что ничего из этого не выйдет, закрыл грамматику и пошёл за отцом.
С е м ь я
Чехов - театрал В гимназии были строгие правила: гимназистам нельзя было ходить в театр без родителей. Братья Чеховы придумали, как обойти эти правила. Они переодевались, наклеивали бороды, усы, надевали синие очки и старались прошмыгнуть мимо надзирателя на галёрку.
Розыгрыши Дома Антоша постоянно кого –то изображал: зубного врача, чиновника на балу, старого профессора. А как-то переоделся нищим и с жалобным письмом пошёл к дяде. Дядя не узнал племянника, разжалобился и подал ему три копейки. Братья Чеховы любили пошутить, это помогало им в жизни.
ПЕРВЫЙ РАССКАЗ «Письмо донского помещика к учёному соседу доктору Фридриху» - первый рассказ А.П. Чехова С тех пор рассказы Чехова стали часто появляться в журналах. Всего их было около тысячи.
2 «ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ» (чтение рассказа) 1) Почему рассказ называется «Лошадиная фамилия»? 2) Почему приказчик считал, что фамилия связана с лошадьми? 3) Почему фамилию было так трудно вспомнить?
3 АНАЛИЗ РАССКАЗА 1) Перечислите героев рассказа? 2) Какое событие в центре рассказа? 3) Как автор создаёт смешную ситуацию? 4) В чём неожиданность концовки рассказа?
5) Какие отрицательные человеческие качества высмеивает Чехов? Выберите какие: ГРУБОСТЬ, НЕВЕЖЕСТВО, СУЕВЕРИЕ, ГЛУПОСТЬ, СТРАХ, НЕБЛАГОДАРНОСТЬ. 6 ) Можем ли мы назвать Булдеева неблагодарным?
В О П Р О С Ы (В) Чем до этого лечил зубы Булдеев? (В) Почему Булдеев отказался вырывать зуб? (В) Верит ли генерал в заговоры? (В) Почему же он соглашается послать телеграмму?
(В) Но почему генерал не мог сразу же отправить телеграмму? (В) Какое вознаграждение обещал Булдеев за угаданную фамилию?
Утром генерал опять послал за доктором. - Пускай рвёт! – решил он. – Нет больше сил терпеть… Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла.
4 КОМПОЗИЦИЯ 1 ЭКСПОЗИЦИЯ. «У… Булдеева заболели зубы.» 2 ЗАВЯЗКА. «Иван Евсеич посоветовал лечиться заговором». 3 РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ. «И в доме все стали изобретать фамилии.» 4 КУЛЬМИНАЦИЯ. «Да, может быть,фамилия…какая-нибудь другая?» 5 РАЗВЯЗКА 1. «Приехал доктор и вырвал больной зуб». 6 РАЗВЯЗКА 2. «Иван Евсеич, не могу ли я …купить у вас… овса?» 7 ПОСТПОЗИЦИЯ. «- Посылайте депешу Овсову! -Не нужно мне твоей фамилии! На-кося!»
ВЫВОД ВЫВОД: композиция, похожая на сжатую пружину, позволяет смешно показать плохие черты человеческого характера.
ВЫВОД (В) Каким можно назвать смех в этом рассказе? ДОБРОДУШНЫМ? ЗЛЫМ? ВЫВОД: автор подсмеивается над забавными слабостями людей, но он нетерпим к злобе и грубости.
5 Домашнее задание ПЕРЕСКАЗ СТР Придумать себе псевдоним
6 ИТОГИ УРОКА На уроке мы проанализировали рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». Поняли, что суеверия, неблагодарность, грубость, глупость очень смешны. ОЦЕНКИ
7 ВИКТОРИНА 1 – Володя приехал! - крикнул кто-то на дворе. Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам.
2 Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и… прямо в рубахе выбежал на улицу, добежал до первого почтового ящика и сунул письмо в щель.
3 Папы, мамы, тёти Нади нет дома. Дети играют в лото.
4 – Зачем это он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтоб я его съела.
5 Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой - … бегала взад и вперёд по тротуару… старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась?