© Н.В. Щербакова Путешествие в Стихландию © Н.В. Щербакова
Зачем нужны стихи? Кому какая польза От ритма, рифмы и прочих пустяков? А вы попробуйте запомнить столько прозы, Сколько на память помните стихов! Николай Глазков Вспомните, что такое РИФМА? РИТМ?
© Н.В. Щербакова Путешествие в Стихландию
© Н.В. Щербакова Опишите ландыши. На что похожи цветочки? С чем бы вы их сравнили?
© Н.В. Щербакова С.Я. Маршак. Ландыш Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленатый, Завернутый в зеленый лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку.
© Н.В. Щербакова С.Я. Маршак. Ландыш Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленатый, Завернутый в зеленый лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. С чем сравнивается ландыш? Какое чувство, настроение выражено в стихотворении? Кто или что раскрывает венчики у колокольчиков? Попробуйте пересказать стихотворение.
© Н.В. Щербакова Палка – селедка
© Н.В. Щербакова Вспомните, какие вам известны стихотворные размеры. Что такое стопа? Какому стихотворению принадлежит «мелодия»? _ _/|_ _/|_ _/|_ 1.Звезды меркнут и гаснут. В огне облака... 2.Мальчик строил лодку... 3.И миг спустя мы слышим...
© Н.В. Щербакова С.Я. Маршак. Дождь. По небе голубому Проехал грохот грома, И снова все молчит. И миг спустя мы слышим, Как весело и быстро По всем зеленым листьям, По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По ведрам и по лейкам Пролетный дождь стучит. ЗВУКОПИСЬ Герасимов. После дождя.
© Н.В. Щербакова А.С. Пушкин. Рифма. Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея. Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал. Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога; Меж говорливых наяд, мучась она родила Милую дочь. Ее прияла сама Мнемозина: Резвая дочь росла в хоре богинь-аонид, Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой, Музам мила; на земле Рифмой зовется она. ГЕКЗАМЕТР – 6-стопный дактиль _/_ _|_/_ _ | _/_ _ |_/_ _ | _/_ _ | _/_ Аполлон и Дафна. Феб (Аполлон) – покровитель искусств. Нимфа – божество природы. Мнемозина – богиня памяти. Наяда – нимфа источника. Аониды – богини искусств и наук.
© Н.В. Щербакова Попробуйте продолжить начатое МАКАРОНЫ ВЕСНА Попробуйте продолжить начатое МАКАРОНЫ – бароны, ворона, короны... ВЕСНА – красна, ясна, луна, она, стена, сосна
© Н.В. Щербакова Попробуйте продолжить Даниил Хармс. Очень-очень вкусный пирог. Я захотел устроить бал, И я гостей к себе... Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый... Пирог, ножи и вилки тут – Но что-то гости... Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек... Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту... Когда же гости подошли, То даже крошек...
© Н.В. Щербакова B.С. Шефнер. Колыбельная. Сторожихи спят в сторожках, Спят коты и мыши. Дождь в серебряных сапожках Пробежал по крыше. Постояв над нами малость, Туча грозовая Быстро к западу умчалась, Небо открывая. И над нами ходят важно Звезды и планеты, Протянув к травинкам влажным Проволочки света. Ходят звёзды без дороги В выси беспредельной, Как девчонки недотроги От земли отдельно. B.С. Шефнер. Колыбельная. Сторожихи спят в сторожках, Спят коты и мыши. Дождь ______________________ Пробежал по крыше. Постояв над нами малость, Туча грозовая Быстро к западу умчалась, Небо открывая. И над нами ходят важно Звезды и планеты, Протянув к травинкам влажным Проволочки света. Ходят звёзды без дороги В выси беспредельной, Как девчонки недотроги От земли отдельно. Понравилось стихотворение? Определите стихотворный размер. _ _| _/ _|_/ _ |_/ _ _/ _| _ _ |_/ _ |
© Н.В. Щербакова Какой бывает рифма? Мужская – _ _/ (последний слог ударный) Женская – _/ _ (последний слог безударный) Дактилическая – _/_ _ (ударение на 3-ем слоге от конца) Жила-была дама приятная, На вид совершенно квадратная...
© Н.В. Щербакова Какой бывает рифма? 1.Я захотел устроить бал, 2.И я гостей к себе позвал. Парная – первая рифмуется со второй. (аа; АА) Перекрестная – первая рифмуется с третьей. (аБаБ) Опоясывающая – первая рифмуется с последней. (аББа) 1.Зима недаром злится, 2.Прошла ее пора – 3.Весна в окно стучится 4.И гонит со двора. Ф. Тютчев 1.Седое небо надо мной 2.И лес раскрытый, обнаженный. 3.Внизу, вдоль просеки лесной, 4.Чернеет грязь в листве лимонной. И. Бунин
© Н.В. Щербакова Попробуйте определить рифму, стихотворный размер А.С. Пушкин. Зимний вечер. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
© Н.В. Щербакова Попробуйте определить рифму, стихотворный размер А.С. Пушкин. Зимний вечер. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. АбАбВгВг _/ _ |_/ _ |_/ _ |_/ _ _/ _ |_/ _ |_/ _ |_/
© Н.В. Щербакова Попробуйте определить рифму, стихотворный размер М.Ю. Лермонтов. Парус. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
© Н.В. Щербакова Попробуйте определить рифму, стихотворный размер М.Ю. Лермонтов. Парус. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? АбАб _ _/ |_ _/ |_ _/|_ _/|_ _ _/ |_ _/ |_ _/|_ _/|
© Н.В. Щербакова Попробуйте определить рифму, стихотворный размер С.А. Есенин Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.
© Н.В. Щербакова Домашнее задание 1.Написать стихотворение, используя пары слов: могуч – туч море – просторе никого – одного. 2.Найдите стихотворение по схеме АббА. 3.Выучить записи в тетради, подготовить пересказ статьи «Рифма» (стр. 110).
© Н.В. Щербакова Путешествие в Стихландию До новых встреч!