Государственная политика в области образования
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ КОНЦА XX НАЧАЛА XXI ВЕКА
1.Анализ проблем образования конца XX начала XXI века 2.Стратегия развития образования до 2020 года 3.Новый закон «Об образовании» 4.«Наша новая школа»
«Критические напряжения» в системе образования Необоснованная конкуренция общего и высшего образования Деформация структуры подготовки кадров в системе профессионального образования Постепенная утрата определяющей роли семьи как института духовно-нравственного воспитания личности Снижение доступности качественного образования для малоимущих слоев общества Опасное доминирование технологии ЕГЭ как системы оценки знаний школьников Преобладание организационно-экономических инноваций и как следствие сокращение инновационной активности самих субъектов образовательного процесса
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2020 ГОДА
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества
Приоритетные задачи Обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями Создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики Обеспечение доступности качественного образования, вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров
НОВЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
_10·53·47.jpg
НАША НОВАЯ ШКОЛА
Фгос: Система базовых национальных ценностей Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество
Особенности стандарта Ориентация на результат Основные результаты начального образования – развитие личности учащихся, «профессиональный ученик» Три группы планируемых результатов Ведущие целевые установки изучения предметов Новая функция системы оценки – ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов Системно-деятельностный подход – вовлечение обучающихся в учебную деятельность
Основные результаты начального образования Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – ценностно- эмоциональной, познавательной, саморегуляции Формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе Воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА 2011/12 УЧЕБНЫЙ ГОД 40
В области обновления содержания образования 1.Запустить научно-методический механизм по обеспечению государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений к реализации ФГОС НОО. Для этого: осуществить оценку результатов ФГОС НОО в пилотных школах; сформировать банк нормативно-правовой базы, обеспечивающий управление ФГОС на всех уровнях системы образования; разработать поэтапный план развития информационной базы школ для работы в условиях ФГОС. 41
В области обновления содержания образования 2.Продолжать работу по совершенствованию региональной системы оценки качества образования с учетом введения ФГОС. Для этого: обеспечить методическое сопровождение функционирования региональной системы оценки качества образования по всем ступеням образования, усилив роль внутренней оценки образовательного процесса; продолжать работу по формированию механизмов общественной аккредитации образовательных учреждений и привлечения потребителей, общественных институтов и объединений педагогов к процедурам оценки качества общего образования; ввести электронный мониторинг основных образовательных программ общеобразовательных учреждений; разработать модели учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений; продолжить разработку индивидуальных образовательных программ для учащихся 42
В реализации направления «Развитие системы поддержки талантливых детей» расширение деятельности кафедр и структурных подразделений института в популяризации олимпиадного движения, а также увеличение спектра предметных и межпредметных конкурсов регионального уровня в рамках работы «Малой академии школьников»; совершенствование работы по подготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми; в соответствии с методическими рекомендациями Министерства РФ «По организации работы в образовательном учреждении по выявлению, поддержке и развитию одаренности у обучающихся» кафедрам и УМЦ института организовать работу в регионе по их реализации; подготовить общую схему психодиагностической работы и методического инструктария детской одаренности и таланта; 43
В реализации направления «Развитие системы поддержки талантливых детей» подготовить целевые рекомендации для родителей по реализации семейного ресурса развития одаренности и детского таланта; обеспечить экспериментальную составляющую организации работы по поиску и сопровождению талантливых детей, научно-методическое руководство муниципальными и региональными центрами «Интеллект» и «Ладога» по работе с одаренными учащимися. 44
В области развития кадрового педагогического потенциала активная реализация новых форм повышения квалификации, в первую очередь развертывании этого направления на стажировочных площадках, в базовых школах, творческих лабораториях института; разработка показателей, позволяющих фиксировать творческую, инновационную деятельность педагога; совершенствовать форму проведения «Ярмарки инноваций» в региональной системе образования; работать над вариативными формами и процедурами проведения аттестации педагогических работников. 45
В области развития кадрового педагогического потенциала продолжить работу над созданием системы методической поддержки, развитием наставничества, в том числе в рамках региональной общественной академии педагогического наставничества; развитие деятельности сетевых профессиональных сообществ; формирование единой образовательной среды региона, в том числе для объективного представления населению всех образовательных возможностей института; в процессе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров считать приоритетной задачу профессионального воспитания, научно-методического сопровождения, разработки и практической реализации педагогической этики и педагогической культуры работников образования. 46
Изменение школьной инфраструктуры кафедрам и структурным подразделениям института активизировать работу по внедрению эффективных форм профильного обучения на III ступени общего образования; рассматривать в своей деятельности распространение сетевых форм взаимодействия между школами, как одного из механизмов, благодаря которому доступ к профильному обучению могут получить дети из сельских и малокомплектных школ; совершенствовать работу «Центра обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»; дальнейшее методическое обеспечение внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. 47
В области сохранения и развития здоровья учащихся и педагогов Ленинградской области обеспечить профессиональную подготовку всех категорий педагогических работников к формированию здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса; совершенствовать систему профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков, для чего активно внедрять опыт региональных инновационных площадок воспитательной деятельности, проводить мониторинг качества работы воспитательных служб на всех ступенях образования; формировать систему психолого-педагогической поддержки развития учащихся, профориентации, организации досуга и занятости детей и молодежи; обеспечить концептуальное и научно-методическое сопровождение моделей инклюзивного образования; 48
В области сохранения и развития здоровья учащихся и педагогов Ленинградской области расширение межведомственного взаимодействия в интересах создания эффективных механизмов сохранения и укрепления здоровья школьников; создание школьно-муниципально-регионального постоянного мониторинга здоровья обучающихся с целью полного включения обучающихся в проблематику собственного здоровья; разработка и внедрение «паспортов здоровья» и «паспортов спортивных достижений» обучающихся. 49
В области развития институциональной структуры системы образования и повышения качества образования Разработать региональную государственно-общественную систему оценки качества образования, деятельности образовательных учреждений и организаций. Апробировать и начать внедрение эффективных моделей государственно- общественного управления, способствующих развитию общественно- гражданских форм управления образовательными учреждениями как важного условия открытости. Отработать механизмы управления образовательными учреждениями при изменении организационно-правовых форм их деятельности в условиях экономической самостоятельности, прозрачности финансирования, усиления ответственности за результаты деятельности. Разработать модели взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающие привлечение в сферу образования дополнительных материальных и интеллектуальных ресурсов. Разработать программы повышения квалификации общественных экспертов, представителей государственно-общественных структур, участвующих в управлении образованием. 50