Проблема снижения мотивации к учению и пути её решения Зам. директора по УВР И.В. Парамонова
Для того чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. А.Н. Леонтьев
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - побудительная причина поведения и действий человека: - возникающая под воздействием его потребностей и интересов; -представляющая собой образ желаемого человеком блага.
Мотивация 1.Система доводов, аргументов в пользу чего-н., мотивировка. 2.Совокупность мотивов, обуславливающих тот или иной поступок (псих.)… Мотивация - динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Методика «Отношение к учебной деятельности» кл. «Отношение к учебной деятельности» кл. Методика «Исследование школьной мотивации» - 9 – 11 кл.«Исследование школьной мотивации» - 9 – 11 кл.
Причины спада школьной мотивации У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. У девочек 6-7 кл. снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.
Учебные мотивы К внутренним мотивам относятся: собственное развитие в процессе учения; действие с другими и для других; познание нового, неизвестного. К внешним мотивам относятся: учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания.
Классификация мотивов 1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: мотивы, связанные с содержанием учения мотивы, связанные с самим процессом учения 2. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями; мотивы самоопределения и самосовершенствования; узколичностные мотивы: стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация); отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избежания неприятностей).
Пять уровней учебной мотивации Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Формирование мотивации на отдельных этапах урока 1 этап. Возникновение мотивации (готовность, включенность). Зафиксировать мотивы предыдущих достижений Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность Усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Формирование мотивации на отдельных этапах урока 2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). 3 этап. Мотивация завершения Возникновение в конце урока положительной установки на дальнейшее учение, т.е. положительной мотивации перспективы.
Формы педагогического воздействия: всегда сохранять уважительное отношение к личности «проблемного» ребенка, как правило, обделенного положительными эмоциями; говорить как с взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, не противопоставлять свой или чей-то иной авторитет мнению ребенка в качестве абсолютного образца; совместно разрабатывать правила и нормы жизнедеятельности, уметь прощать, но не закрывать глаза на несоблюдение договора; создавать ситуацию успеха, скомпенсировать недостатки выявлением положительных сторон, организовывать переубеждение на его собственном опыте; предъявлять требования, не вспоминая прошлые просчеты или негативный опыт, формировать отношение ответственности перед собой и коллективом за выполнение того или иного поручения, поощрять за выполнение; вовлекать и включать во все мероприятия коллектива, подчеркивая роль «проблемного» ребенка в итоговом результате.
Мотивационная сфера учения определяется: характером самой учебной деятельности; смыслом учения для каждого школьника; характером мотивов учения; зрелостью целей; особенностями эмоций, сопровождающих процесс учения.
Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.