Эмблема Академии МЧС России АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ и УПРАВЛЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РСЧС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к планированию РЕАЛЬНОСТЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ КОНКРЕТНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ Рис. 2.1.
Advertisements

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Основная цель создания системы объединение усилий центральных.
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области Тема: Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области Тема: Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
:50:38 Заставка лекции для ИР Основы планирования мероприятий РСЧС и ГО Санкт-Петербург 2012 год Автор: заведующий кафедрой «Управление и защита.
Чрезвычайные ситуации.. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
Обеспечение действий сил РСЧС - это комплекс мероприятий, организуемых и осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения поставленных.
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Урок 12. Тема : «Единая государственная система предупреждений ч.с.» 10 класс 1.РСЧС, её роль, задачи и организационная структура. 2. Силы и средства РСЧС.
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 1 Слайд 1 Эмблема Академии МЧС России АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ.
РСЧС ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
Тема 14 Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при различных режимах функционирования.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской.
Учебная дисциплина: «Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» «Государственный надзор в области защиты.
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области Тема: Организация создания, использования и пополнения запасов.
Немного истории: Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992 г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения и.
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
Е ДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) ДОЦЕНТ И.А. ЖМАКИН ЛЕКЦИЯ.
Содержание Создание РСЧС Задачи деятельности РСЧС Права граждан РФ в области защиты от ЧС Обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС Мероприятия по.
Транксрипт:

Эмблема Академии МЧС России АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ и УПРАВЛЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РСЧС

Заставка лекции для ИР Основы планирования мероприятий РСЧС и ГО Химки 2006 Академия гражданской защиты МЧС России _________________________________________ Кафедра организации и управления повседневной деятельностью РСЧС

Учебные и воспитательные цели : Основная цель - ознакомить слушателей : с сущностью, принципами, задачами, видами и формами планирования с порядком работы ОУ ГОЧС по планированию мероприятий РСЧС и ГО с общим порядком и особенностями планирования мероприятий в мирное и военное время со структурой планов на мирное и военное время

Учебные вопросы : 1.Требования, предъявляемые к планированию. Основные виды и формы планирования 2.Структура и содержание основных планирующих документов 3.Организация планирования мероприятий РСЧС и ГО

Литература 1. Федеральный закон О гражданской обороне от г. 28- Ф3. 2. Федеральный закон О ЗНТ от ЧС ПТХ от г. 68-ФЗ. 3. Приказ МЧС России Перечень единых регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России от г Рекомендации МЧС России Методические рекомендации по структуре и содержанию Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС ПТХ субъекта РФ. 5. Рекомендации МЧС России Рекомендации по организации планирования основных мероприятий в системе МЧС России 6. Директивы НГО РФ О планировании мероприятий ГО на военное время

1 учебный вопрос : Требования, предъявляемые к планированию. Основные виды и формы планирования

ТРЕБОВАНИЯ - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ: Правовых: Концептуальных: Организационных: Технологических: Методических: Технических: Временных: и других норм, правил и характеристик, установленных нормативными актами, выполнение которых обеспечивает разработку всех основных планирующих документов на всех уровнях РСЧС и ГО.

Нормативные акты 1. НОРМАТИВН0-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ (РФ, субъект, МО) 1. Конституция Российской Федерации. Ст. 55, 56, 72, 88 и 102 А). Федеральные законы Российской Федерации Г). Положения Д). Уставы 2. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ (РФ, субъект, МО, ведомство) А). Государственные стандарты Б). Строительные нормы и правила 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ (РФ, субъект, МО, ведомство) А). Руководства, инструкции, наставления Б). Методики В). Методические указания (ОМУ) Г). Методические рекомендации 4. РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (РФ, субъект, МО, ведомство) А). Указы Президента Российской Федерации Б). Постановления Правительства Российской Федерации В). Директивы, приказы 5. СПРАВОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (РФ, субъект, МО, ведомство) А). Справочники Б). Статистические сборники 6. ПРИКАЗЫ, РАСПОРЯЖЕНИЯ, УКАЗАНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО НАЧАЛЬНИКА

Основные функции управления Планирование Организация Исполнение Контроль Управленческие (организационные) требования и принципы Технологические (технические) требования и принципы Концептуальные требования и принципы

Планирование Организация Исполнение Контроль Планирование –– –– это детальная разработка содержания и порядка выполнения ОУ и силами поставленных задач по действиям при угрозе и возникновении ЧС, при организации и ведении ГО. Оформление планирующих документов в соответствии с требованиями Наставлений и Инструкций по служебному делопроизводству. Планирование –– –– это распределение задач при угрозе и возникновении ЧС, при организации и ведении ГО между ОУ и силами по цели, месту и времени их выполнения. Планирование –– –– это распределение задач по разработке ИД, документов между ДЛ, ОУ и организациями по порядку, месту и времени их выполнения.

Виды планирования по масштабу Международное Общегосударственное Региональное Территориальное Местное Объектовое Войско- вое

Виды планирования по срочности Перспективное (Стратегическое) (10-15 лет) - целевые программы, концепции развития - научно-технические программы и планы Оперативное (до 1-5 лет): долгосрочное - долгосрочное (до 5 лет) планы ГО, действий в ЧС, другие планы среднесрочное - среднесрочное (до 1 года) календарные планы, планы осн. мероприятий Тактическое (текущее) краткосрочное - краткосрочное постановления, приказы, распоряжения

Структура и содержание основных планирующих документов 2 учебный вопрос :

Планирующие и иные документы 1. Административно-организационные документы : касающиеся повседневной организационной, административной, учебной и хозяйственной деятельности органов управления и сил. 2. Оперативные документы : управленческие документы - планы действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС; планы основных мероприятий и другие планы; решения, приказы и распоряжения; рабочие карты, схемы, планы городов и другие ; оперативно-информационные документы - донесения, сводки, информации, сообщения, отчеты, журналы действий сил РСЧС, отчетные карты и другие ; справочные документы - описания, схемы, инструкции и другие. 3. Мобилизационные документы : касающиеся планирования и ведения мобилизационных мероприятий. Основными планирующими документами в ОУ ГОЧС являются: - План действий по предупреждению и ликвидации ЧС; - План гражданской обороны; -Текущие оперативно-управленческие документы –

Основное содержание Плана действий (взаимодействия) по ПЛ ЧС: стороны взаимодействия; цели и задачи взаимодействия; краткая характеристика зоны ответственности (региона, области, района, населенного пункта, объекта); возможная обстановка в зоне ответственности при возникновении ЧС (отдельно по видам ЧС); состав сил и средств, выделяемых в группировку сил ликвидации ЧС (отдельно по видам ЧС); перечень основных мероприятий, выполняемых Сторонами при угрозе и возникновении ЧС (отдельно по видам ЧС); календарный план (план-график) выполнения работ (алгоритм действий и возможные варианты при изменении обстановки по каждому виду ЧС); порядок организации управления и координации усилий в зоне ЧС; порядок организации связи и взаимного оповещения. Вариант 1. (для МЧС, ФОИВ, РЦ ГОЧС, Войск ГО) План действий (взаимодействия) на карте; Пояснительная записка с необходимыми справочными данными. Вариант 2. (для территориальных, местных и объектовых ОУ) План действий, разрабатываемый текстуально; Приложение к плану с картой области, схемой города, планом объекта с прилегающей территорией, возможных объектов и зон ЧС; Приложения к плану с необходимыми справочными данными.

Структура Плана действий по ПЛ ЧС Текстуальная часть: Раздел 1 Краткая географическая и социально - экономическая характеристика субъекта РФ и оценка возможной обстановки на его территории при возникновении ЧС Раздел 2 Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий Приложения к плану

ПРИЛОЖЕНИЯ Возможная обстановка при возникновении ЧС Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС Решение КЧС на ликвидацию ЧС Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при ликвидации ЧС Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении ЧС

Структура Плана гражданской обороныПРИЛОЖЕНИЯ: 1.Основные показатели ГО области (таблица) 2.Возможная обстановка на территории области после нападения противника (карта) 3.Календарный план перевода ГО области с мирного на военное время (таблица) 4.Решение Начальника ГО области на выполнение мероприятий ГО (карта) 5.Основные мероприятия ГО области по защите населения (таблица) 6.Группировка сил ГО области на выполнение мероприятий ГО (таблица) 7.План взаимодействия ГО области с органами военного командования (карта) 8.План наращивания инженерной защиты населения при переводе ГО с мирного на военное время (карта) 9.План взаимодействия с органами военного командования (карта) 10.Основные показатели планирования эвакуационных мероприятий (таблица) 11.Основные показатели по мобилизационному плану экономики в обеспечении мероприятий ГО (таблица) 12.Организация управления, оповещения и связи ГО области (схемы) РАЗДЕЛ 2 Выполнение мероприятий ГО при планомерном переводе с мирного на военное время 2.1.Порядок перевода ГО области с мирного на военное время 2.2.Создание группировки сил ГО и организация АСДНР 2.3.Обеспечение мероприятий ГО 2.4.Организация взаимодействия с органами военного командова- ния и органами управления ГО соседей 2.5.Организация управления, опо- вещения и связи РАЗДЕЛ 1 Краткая оценка возможной обста- новки на территории области после нападения противника 1.1.Вероятные цели ядерных ударов противника и возможная обстановка после их нанесения 1.2.Вероятные объекты нападения при применении противником обычных средств поражения, высокоточного оружия и действиях диверсионных разведывательных групп, возможная обстановка после их воздействия РАЗДЕЛ 3 Выполнение мероприятий ГО при внезапном нападении противника 3.1.Защита населения по сигналу "Воздушная тревога" 3.2.Организация АСДНР в пораженных городах и других населенных пунктах области 3.3.Обеспечение мероприятий ГО 3.4.Организация взаимодействия с органами военного командова- ния 3.5.Организация управления, оповещения и связи

Структура Плана гражданской обороны Текстуальная часть: Раздел 1 Краткая оценка возможной обстановки после нападения противника Раздел 2 Выполнение мероприятий ГО при планомерном переводе с мирного на военное время Раздел 3 Выполнение мероприятий ГО при внезапном нападении противника Приложения к плану

Приложения 1.Возможная обстановка на территории после нападения противника с применением ОМП и ОСП (карты); 2.Организация управления ГО (карта); 3.План-график работы НГО при переводе ГО в высшие степени готовности и выполнении других мероприятий ГО; 4.Календарный план перевода ГО с мирного на военное время; 5.Группировка сил ГО мирного и военного времени (карты); 6.Основные мероприятия ГО по защите населения (карта); 7.План наращивания инженерной защиты населения при переводе ГО с мирного на военное время; 8.Основные показатели планирования эвакуационных мероприятий из потенциально опасных зон поражения и зон катастрофического затопления; 9.План взаимодействия с органами военного командования (карта); 10.Основные показатели по м. плану экономики в обеспечении мероприятий ГО по состоянию на текущее время; 11.Основные показатели состояния ГО на текущее время; 12.План связи и оповещения.

Основное содержание Плана взаимодействия ОУ ГОЧС с ОВК расположение наиболее важных потенциально опасных объектов экономики и их характеристики, кроме особо режимных, на которых возможно возникновение ЧС, а также районы возможных стихийных бедствий (зоны возможного катастрофического затопления и др.); маршруты перевозок опасных грузов автомобильным, железно-дорожным, воздушным и водным транспортом; состав и группировку войск и сил, выделяемых для ликвидации ЧС, их закрепление за объектами, территориями; задачи войск по ликвидации ЧС; задачи сил и средств ГЗ; порядок вызова воинских частей (команд), районы (пункты) сбора (сосредоточения), маршруты движения к потенциально опасным объектам, вид транспорта, сроки прибытия, организация дорожно-комендантской службы и охраны объектов; организацию управления, связи, оповещения, сигналы по ним; организацию всестороннего обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС, с учетом местной экономической и ремонтной базы; состав, места дислокации, задачи и порядок задействования резервов; порядок взаимодействия с органами управления соседних округов (флотов), РЦ ГОЧС, соединениями, воинскими частями, гарнизонами, органами управления ГОЧС, а также их реальные возможности в случае возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий; другие вопросы, обусловленные спецификой региона.

Организация планирования мероприятий РСЧС и ГО 3 учебный вопрос :

Методы работы органов управления Методы работы ОУ РСЧС ( ГО ) зависят от : - сложившейся обстановки и условий; - времени на приведение ОУ и сил в готовность к действиям; - уровня подготовленности Методы работы ОУ РСЧС ( ГО ) зависят от : - сложившейся обстановки и условий; - времени на приведение ОУ и сил в готовность к действиям; - уровня подготовленности мероприятия повседневной деятельности и повышенной готовности -планирование мероприятий -большой резерв времени -слабая подготовка подчиненных Метод последовательной работы мероприятия режима ЧС -экстренные мероприятия или наличие краткосрочного прогноза на ЧС -отсутствие резерва времени -хорошая подготовка подчиненных Метод параллельной работы мероприятия повышенной готовности и ЧС -наличие долгосрочного прогноза на ЧС -небольшой резерв времени -недостаточная подготовка отдельных подчиненных Комбинированный метод "Ч" +t1t1 t2t2 t3t3 t 3 = max t 1 = min t 1 < t 2 < t 3

Метод последовательной работы -соответствует условиям заблаговременной подготовки к действиям -принятие решения и планирование АСДНР в нижестоящих инстанциях осуществляется после принятия решения вышестоящей инстанцией на основе отданных им письменных директив, распоряжений -обеспечивает наиболее полную и качественную подготовку действий -позволяет оказать реальную помощь подчиненным органам управления и силам в подготовке к решению стоящих перед ними задач

Метод параллельной работы -является основным при возникновении ЧС -применяется при ограниченных сроках подготовки АСДНР -основные работы по выработке решения, постановке задач силам и планированию АСДНР осуществляются, как правило, одновременно во всех звеньях управления на основе отданных предварительных распоряжений -дает возможность резко сократить сроки подготовки к АСДНР, но требует более четкой организации работ на всех уровнях и слаженности работы всех органов управления

Комбинированный метод работы -является основным при невозможности работать полностью параллельным методом -применяется при ограниченных сроках подготовки АСДНР -основные работы по выработке решения, постановке задач силам и планированию АСДНР осуществляются, как правило, одновременно во нескольких звеньях управления, в остальных звеньях ( более слабо подготовленных или по иным причинам ) работа ведется последовательно -дает возможность существенно сократить сроки подготовки к АСДНР, но требует четкой организации работ и постоянного контроля за работой критичных органов управления

Основные этапы планирования Оценка риска возникновения и развития ЧС Оценка риска возникновения и развития ЧС Оценка состояния безопасности населения и территорий Оценка состояния безопасности населения и территорий Выявлениенаиболееопасных источников и факторов ЧС Выявлениенаиболееопасных источников и факторов ЧС Определение организаций, которые могут участвовать в планировании и выполнении работ Определение организаций, которые могут участвовать в планировании и выполнении работ Выбор и технико - экономическое обоснование организационных и инженерно- технических мероприятий по (снижению предотвращению (снижению риска) возникновения источников ЧС Выбор и технико - экономическое обоснование организационных и инженерно- технических мероприятий по (снижению предотвращению (снижению риска) возникновения источников ЧС Выбор и технико - экономическое обоснование мероприятий по мероприятий по смягчению поражающих воздействия поражающих факторов ЧС на население, объекты экономики и окру- жающую природную среду Выбор и технико - экономическое обоснование мероприятий по мероприятий по смягчению поражающих воздействия поражающих факторов ЧС на население, объекты экономики и окру- жающую природную среду Выбор и технико - экономическое обоснование мероприятий по мероприятий по ликвидации и последствий воздействия ЧС и последствий воздействия их на население, объекты экономики и окружающую природную среду Выбор и технико - экономическое обоснование мероприятий по мероприятий по ликвидации и последствий воздействия ЧС и последствий воздействия их на население, объекты экономики и окружающую природную среду

Типовой порядок организации оценки вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и возможного ущерба от них включает в себя: а)Выявление наиболее опасных источников чрезвычайных ситуаций; б)Оценка риска возникновения чрезвычайной ситуации; в)Оценка состояния безопасности населения и территорий.

Типовой порядок организации планирования мероприятий по предупреждению (предотвращению) чрезвычайных ситуаций (пр.МЧС РФ от г. 569) включает в себя: а)выявление учреждений, организаций, которые могут быть задействованы в планировании и организации работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций; б)разработку и технико-экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению (снижению риска и интенсивности) возникновения источников чрезвычайных ситуаций и снижению тяжести их последствий; в)разработку и технико-экономическое обоснование мероприятий по снижению тяжести последствий воздействия источников чрезвычайных ситуаций на население, объекты, окружающую природную среду.

Основные этапы планирования 1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области предупреждения ЧС. 2. Определение ОУ, учреждений и организаций, которые могут быть задействованы в планировании и проведении мероприятий по предупреждению ЧС. 3. Выявление возможных источников ЧС ПТХ. Формирование банка данных ПОО и территорий, статистических данных аварий, катастроф и стихийных бедствий. 4. Выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения. Составление их перечня. 5. Оценка риска ЧС. 6. Прогнозирование возможных последствий возникновения ЧС на территории субъекта РФ в планируемый период времени.

8. Выбор и обоснование рационального комплекса мероприятий по основным направлениям снижения риска ЧС. 9. Выбор и обоснование рационального комплекса мероприятий по основным направлениям смягчения последствий ЧС. 10. Разработка целевых программ, обеспечивающих достижение требуемого уровня риска ЧС. 11. Разработка перспективных и годовых планов предупреждения ЧС. 12. Организация работы по реализации программ, планов и мероприятий в области предупреждения ЧС.

Исходные данные для планирования -возможная обстановка, которая может сложиться в различных чрезвычайных ситуациях или после нападения противника; -наличие потенциально опасных объектов и количество населения, проживающего вблизи них; -наличие и расположение защитных сооружений, зданий и помещений, которые можно использовать для укрытия населения; -наличие средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики; -наличие и характеристика автомобильных, железнодорожных и водных транспортных коммуникаций, наличие и состояние транспортных средств; -запасы продовольствия и наличие закрытых источников водоснабжения; -наличие и состояние систем и средств оповещения и связи; -состав сил и средств, которые могут быть привлечены для проведения мероприятий по защите населения; -первоочередные объекты проведения спасательных и других неотложных работ; -другие данные с учетом местных особенностей.

Этапы разработки планирующих документов Организационно – подготовительный Основной ( практическая разработка и оформление документов ) Заключительный ( согласование и утверждение документов )

- определяется состав исполнителей; - составляется календарный план работы органа управления по разработке планирующих документов; - изучаются руководящие документы, указания старших начальников, соответствующие положения уставов, руководств и наставлений и других пособий и материалов; - осуществляется сбор, обобщение, изучение и оценка исходных данных, необходимых для разработки документов, в том числе при разработке плана ГО - определяется общий объем работ по разработке планов, распределяются обязанности по отработке документов планов и назначаются ответственные исполнители с указанием документов. на первом этапе :

- определяется содержание разделов плана; - осуществляется практическая разработка и оформление плана; - проводится необходимое предварительное согласование между структурными подразделениями органа управления по делам ГОЧС и службами ГО, с органами управления по делам ГОЧС соседних субъектов Российской Федерации; - уточняются вопросы взаимодействия с органами управления, совместно с которыми планируется проведение мероприятий; - принимаются и доводятся до исполнителей дополнительные решения по отдельным вопросам. на втором этапе :

- окончательно согласовывается содержание всех документов плана и порядок проведения запланированных мероприятий РСЧС и ГО; - при необходимости дорабатываются отдельные вопросы; - план представляется на утверждение в установленном порядке. на третьем этапе :

Конец лекции