Реформы государственного и муниципального управления в России: достижения и вызовы в новых экономических условиях Добролюбова Елена Игоревна Генеральный директор Центр экономического и финансового консалтинга Круглый стол «Реформы государственного и муниципального управления в России: результаты и перспективы в новых экономических условиях» 20 марта 2009 г.
Реформа государственной службы (2003 – 2007): основные достижения Модернизирована законодательная и нормативная правовая база государственной службы, обеспечившая: Соответствие требований между разными видами госслужбы и муниципальной службой; Расширение применения конкурсного отбора на госслужбу; Внедрение обязательных требований к повышению квалификации государственных служащих. и создающая предпосылки (условия) для: Внедрения новых кадровых технологий в системе государственной службы (текущей оценки, управления карьерным ростом, создания современных систем оценки и обеспечения потребностей в обучении); Учета кадровых ресурсов в рамках реализации проектного подхода к управлению; Повышения ориентированности государственных служащих на результат. В рамках «пилотных» проектов и экспериментов отработан ряд подходов, воспринятых в дальнейшем при реализации других реформ государственного управления CEFC
Реформа государственной службы: возможные приоритеты в новых экономических условиях Новые вызовы Сокращение бюджетных расходов Возможное сокращение размеров оплаты труда и численности госслужащих в дотационных регионах; Сокращение возможностей по финансированию мероприятий, направленных на развитие и реформирование госслужбы (особенно в регионах) Растущие требования к повышению эффективности и результативности деятельности Необходимость ускорения процесса принятия решений и укрепления контроля за исполнением принятых Возможные приоритеты Расширение использования срочных контрактов; Межрегиональное сотрудничество в сфере развития госслужбы; Включение показателей результативности деятельности для категории «руководители» в должностные контракты; Повышение эффективности использования средств в сфере обучения (в т.ч. на основе использования дистанционных технологий, краткосрочных курсов); Развитие «систем быстрого карьерного продвижения», увязанных с формированием кадрового резерва на всех уровнях CEFC
Административная реформа (2006 – 2010): основные достижения CEFC 4 Внедрены многие элементы управления по результатам на федеральном уровне и во многих субъектах РФ; Внедрена система оценки эффективности на региональном и местном уровнях Разработаны и утверждены около 1500 административных регламентов, упрощающих процедуры, связанные с исполнением государственных функций и оказанием государственных услуг на федеральном и региональном уровнях; Апробированы инновационные методы предоставления государственных и муниципальных услуг (в т.ч. с использованием МФЦ и ИКТ); Новое законодательство предполагает расширение доступа граждан к информации о деятельности государственных органов; !!! В соответствии с результатами мониторинга, проведенного в 2008 г., уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью государственных услуг существенно вырос по сравнению с 2004 г.; Реализован ряд инициатив, снижающих административные барьеры для развития бизнеса (в сфере лицензирования, проверок); Создана нормативно-правовая основа в сфере предотвращения коррупции !!! Снижается доля расходов малого и среднего бизнеса на незаконные выплаты* * В соответствии с исследованием ОПОРЫ России в гг.
Административная реформа (2006 – 2010): возможные приоритеты в новых экономических условиях Новые вызовы Сокращение бюджетных расходов всех уровней Появление «нефинансируемых мандатов» и «недофинансированных мандатов» в т.ч. среди переданных полномочий; Сокращение расходов на реформы госуправления; Растущие требования к повышению эффективности и результативности деятельности Необходимость ускорения процесса принятия решений и укрепления контроля за исполнением принятых Повышение ответственности за реализацию гос.политики Возможные приоритеты Поиск наиболее эффективных решений в сфере госуправления с точки зрения соотношения «затраты» – «выгоды»; Внедрение принципов управления по результатам в системе краткосрочного планирования деятельности (в т.ч. в рамках исполнения проектов по реализации ОНДП) при сохранении ответственности за уже принятые обязательства; Сокращение избыточных и дублирующих функций, в т.ч. их финансирования CEFC
Реформа бюджетного процесса (2004 – 2006 гг.): основные достижения Внедрение среднесрочного бюджета на федеральном уровне и в ряде субъектов РФ и совершенствование среднесрочного финансового планирования; Упрощение бюджетной классификации; Расширение спектра бюджетных целевых программ; Упорядочение процедур подготовки федерального бюджета; Укрепление взаимосвязи объемов финансирования бюджетных услуг с потребностями в их оказании; Внедрение системы оценки качества финансового менеджмента; Обеспечение увязки объемов финансовых средств с непосредственными результатами деятельности ФОИВ (обоснования бюджетных ассигнований), а также с количественными характеристиками данной деятельности (государственные задания). CEFC
Реформа бюджетного процесса: возможные приоритеты в новых экономических условиях Новые вызовы: Сокращение доходов бюджетов повышает риски: Невыполнения обязательств по финансированию государственных (муниципальных) заданий; Резкого и пропорционального сокращения финансирования БЦП Роста доли неэффективных расходов (незавершенного строительства и пр.) Резкого сокращения бюджетной сети в ущерб качеству и доступности услуг В условиях финансового кризиса традиционные критерии качества финансового управления не применимы? Возможные приоритеты: Обеспечение своевременного финансирования приоритетных обязательств в рамках БДО Инвентаризация и оптимизация действующих и проектируемых БЦП Реструктуризация задолженности Приостановление ряда принятых ранее решений Повышение эффективности использования нефинансовых ресурсов для достижения целей и задач Усиление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств CEFC
Дополнительные резервы… Повышение эффективности использования международной технической помощи и иных доступных ресурсов; Развитие межрегионального (и межмуниципального) сотрудничества; Интенсификация процессов обмена позитивным (и негативным) опытом как между ФОИВ, так и между субъектами РФ, муниципальными образованиями, в среде экспертного сообщества. CEFC
Спасибо за внимание! Центр экономического и финансового консалтинга (499)