CEFC 1 Проведение административной реформы в Российской Федерации Добролюбова Елена Игоревна Генеральный директор Центр экономического и финансового консалтинга Семинар-совещание по вопросам проведения административной реформы Федеральное агентство лесного хозяйства 3 июля 2007 г.
CEFC 2 1. Цели и задачи административной реформы в Российской Федерации
CEFC 3 Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2008 гг. и План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2008 гг. (утверждены распоряжением Правительства 1789-р от 25 октября 2005 г.); Постановление Правительства РФ 140 от 3 марта 2007 г. «Об оказании поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2007 году»; Постановление Правительства РФ 679 от 11 ноября 2005 г., утвердившее Порядок разработки и утверждения административных регламентов государственных функций и предоставления государственных услуг Нормативно-правовая база
CEFC 4 Повышение качества и доступности государственных услуг; –повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к 2008 году до 50 % и к 2010 году - не менее чем до 70 % Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; –снизить долю издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 году до 5 %, к 2010 году - до 3 % Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. –достичь значение показателя эффективности государственного управления 55 единиц, эффективности государственного регулирования - 60 единиц, а в 2010 году - не ниже 70 единиц по каждому из показателей. Цели административной реформы
CEFC 5 внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти; оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти; модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления Основные направления (задачи) административной реформы
CEFC 6 1.Комплексные системы ведомственного и межведомственного планирования и проектного управления (Доклады ОИВ, Доклады структурных подразделений, программы); 2.Ключевые измеримых показателей эффективности и результативности деятельности ОИВ в соответствии со стратегическими целями государства (Сводный Доклад + Доклады СБП); 3.Внедрение технологий и процедур целеполагания, обеспечивающих привязку целей к конкретным исполнителям (оплата труда по результатам); 4.Разработка и внедрение управленческого учета, позволяющего распределять ресурсы по поставленным задачам (Доклады структурных подразделений и ведомственные программы); 5.Разработка и внедрение системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, проводить оценку эффективности бюджетных расходов; 6.Внедрение системы регулярной оценки рисков, препятствующих достижению намеченных целей (в рамках подготовки Докладов); 7.Внедрение механизмов управления по результатам подведомственными органам исполнительной власти организациями (показатели результативности деятельности организаций). 1. Управление по результатам
CEFC 7 Разработка и внедрение административных регламентов государственных функций и государственных услуг; –устранение избыточных административных процедур, если это не противоречит федеральным законам, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; –упрощение действий и административных процедур, включая уменьшение сроков исполнения действий и административных процедур; –предоставление информации о действиях и об административных процедурах гражданам и организациям; –возможность установления персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований административных регламентов по каждому действию или административной процедуре при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги. Публикация и независимая экспертиза проектов административных регламентов; Внедрение новых форм оказания услуг (принципы «одного окна», многофункциональные центры оказания услуг); Внедрение процедур досудебного обжалования действий (бездействия) должностных лиц Важно: разработка регламента предполагает видимые положительные изменения в качестве государственных услуг (эффективности исполнения государственных функций) с точки зрения получателей государственных услуг 2. Стандартизация и регламентация
CEFC 8 Государственная услуга - деятельность уполномоченного органа по исполнению запроса граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, установлении юридических фактов, получении для их реализации материальных и финансовых средств в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, а также предоставлении документированной информации. –Адресность – услуга предоставляется конкретным гражданам (организациям) по их запросу; –Связь с правами и обязанностями граждан – целью услуги является признание, установление, изменение или прекращение прав граждан или организаций, установление юридических фактов, получение средств или предоставление документированной информации; –Адресат обращения – орган исполнительной власти (т.е. услуга связана с реализацией властных полномочий); –Взаимодействие сторон в процессе получения услуги – необходимость личного (устного или письменного) контакта органа, предоставляющего услугу с заявителем (физическим или юридическим лицом). 2. Стандартизация и регламентация (2)
CEFC 9 Оптимизация функций ФОИВ, особенно контрольно- надзорных; Оптимизация сети подведомственных организаций; Аутсорсинг административно-управленческих процессов; Совершенствование государственных закупок; Внедрение экспертизы нормативно-правовых актов на коррупциогенность; Разработка и реализация ведомственных и региональных антикоррупционных программ 3. Оптимизация функций и противодействие коррупции
CEFC 10 Раскрытие информации о деятельности государственных органов; Проведение публичных обсуждений подготавливаемых решений; Проведение общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти; Создание и деятельность при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества; Определения рейтингов органов исполнительной власти по критерию открытости; Приведение ведомственных Интернет-порталов в соответствие с общими требованиями по размещению информации о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет 4. Совершенствование взаимодействия власти и общества
CEFC Информационное обеспечение деятельности ОИВ: Мониторинг эффективности и результативности деятельности; Внедрение автоматизированных систем управления в ОИВ 6. Обеспечение административной реформы: Методическое обеспечение; PR-сопровождение; Мониторинг и оценка; Анализ и распространение лучшей практики Другие направления административной реформы
CEFC 12 Комиссия по проведению административной реформы Правительства Российской Федерации (председатель – С.Е. Нарышкин, Руководитель Аппарата Правительства РФ – Заместитель Председателя Правительства РФ); Рабочие группы при Комиссии; Орган, отвечающий за координацию мероприятий – Минэкономразвития России; Комиссии по проведению административной реформы в ФОИВ и субъектах Российской Федерации Управление административной реформой
CEFC Основные результаты проведения административной реформы в 2006 г.
CEFC 14 Управление по результатам: –Внутриведомственное планирование: –– Типовой порядок подготовки ДРОНДов подведомственных –агентства и службы (Минкультуры России) – Аудит результативности: –– Проект Положения о проведении аудита результативности –(Роструд) –– Создание ответственных подразделений по аудиту –результативности (МПР России) – Мониторинг и оценка: –– Положение о проведении мониторинга эффективности –расходования бюджетных средств и достижения стратегических –целей, тактических задач и результатов бюджетных программ –(Роструд) –– Методика оценки удовлетворенности получателей услуг (Роструд) –– Перечень показателей исполнения государственных контрольно- –надзорных функций в установленной сфере деятельности –Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и –социального развития (Росздравнадзор) Основные результаты проведения административной реформы в 2006 г.
CEFC 15 Стандартизация и регламентация: –Разработано 88 проектов административных регламентов ФОИВ, 37 утверждено; –В ряде ФОИВ (Роснедвижимость, ФМС России, Роструд, Росздравнадзор, Росрегистрация) проведено пилотное внедрение разработанных регламентов; Сокращение сроков (на 10 – 70%); Сокращение избыточных процедур; Внедрение повышенных требований к комфортности мест оказания государственных услуг Основные результаты проведения административной реформы в 2006 г. (2)
CEFC 16 Оптимизация функций и противодействие коррупции: –Роструд: проект Положения о мониторинге полноты и качества исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий в сфере содействия занятости населения и достижения установленных целевых показателей; –Росздравнадзор: определение административных процессов, подлежащих аутсорсингу (подбор персонала; организация обучения и тренинг персонала; организация и ведение управленческого учета). –Ведомственные антикоррупционные программы (Рособоронзаказ, Росрегистрация, ФАС России) Основные результаты проведения административной реформы в 2006 г. (3)
CEFC 17 Повышение эффективности взаимодействия с обществом и мониторинг: –Опросы получателей услуг (Роструд, Минкультуры); –Создание экспертных советов и общественно-консультативных советов в регионах (ФАС России); –Организация независимой экспертизы регламентов (все ФОИВ); Обеспечение административной реформы: –Веб-сайт административной реформы ( –Ежегодные конференции и семинары по отдельным вопросам; –Методическое обеспечение: Методические рекомендации по разработке административных регламентов; Стандарт комфортности; Требования к независимой экспертизе; Типовые ведомственные антикоррупционные программы; Проект положения об МФЦ –Обучение (в т.ч. дистанционное) Основные результаты проведения административной реформы в 2006 г. (4)
CEFC 18 Пилотное внедрение административных регламентов (многофункциональные комплексы); Информационное сопровождение; Оптимизация платных услуг; Антикоррупционные мероприятия; Управление по результатам ИКТ-решения для целей административной реформы Приоритеты административной реформы в 2007 г.
CEFC Проведение административной реформы в Рослесхозе
CEFC 20 Приказ 194 от «О реализации Концепции административной реформы в системе Рослесхоза» –Состав, Положение и График заседаний Комиссии по проведению административной реформы в Федеральном агентстве лесного хозяйства; –План мероприятий по проведению административной реформы в Федеральном агентстве лесного хозяйства в 2007 – 2008 гг. Распоряжение Правительства РФ 808-р от г. (выделение средств для поддержки проведения административной реформы в Рослесхозе) –Поддержано 3 проекта из 5 заявленных; –1 место в системе МПР России; –9 место из 22 ФОИВ, признанных победителями по итогам конкурсного отбора Проведение административной реформы в Рослесхозе
CEFC 21 Внедрение механизмов управления по результатам в Рослесхозе; Разработка и внедрение административных регламентов государственных функций и стандартов государственных услуг; Разработка и внедрение антикоррупционной программы Рослесхоза; Информационное сопровождение и мониторинг проведения административной реформы в Рослесхозе Информационное обеспечение деятельности Рослесхоза; Проекты Рослесхоза по реализации административной реформы в 2007 г.
CEFC 22 Приоритеты административной реформы в Рослесхозе (по результатам анкетирования)
CEFC 23 Расширение практики применения методов стратегического планирования, программно-целевых методов и инструментов управления по результатам в Рослесхозе, путем: –Разработки и реализации Стратегии развития в сфере лесных отношений; –Разработки Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Рослесхоза в 2008 – 2010 гг.; –Разработки ведомственных целевых программ. Разработка системы мониторинга исполнения переданных полномочий путем разработки целевых прогнозных показателей, форм отчетности, автоматизации системы сбора, обработки и анализа информации; Обеспечение эффективности и результативности деятельности структурных подразделений с учетом структурных преобразований путем: –Разработки, рассмотрения и мониторинга реализации Докладов о результатах и основных направлениях деятельности структурных подразделений и территориальных органов Рослесхоза; –Внедрения принципов результативного управления подведомственными организациями; –Внедрение механизмов аудита результативности деятельности Повышение мотивации сотрудников Рослесхоза путем внедрения процедур премирования по результатам деятельности. 1. Внедрение механизмов управления по результатам
CEFC 24 Цель проекта: Оптимизация процедур деятельности, нацеленная на расширение доступности и улучшение качества государственных услуг, а также повышение эффективности межведомственного взаимодействия. Задачи проекта: –Разработка административных регламентов государственных функций и стандартов государственных услуг; –Разработка административных регламентов межуровневого и межведомственного взаимодействия в сфере администрирования платежей и мониторинга осуществления переданных субъектам Российской Федерации полномочий в сфере лесных отношений; –Апробация и пилотное внедрение разработанных административных регламентов; –Доработка административных регламентов, утверждение и массовое внедрение административных регламентов; –Мониторинг качества предоставления государственных услуг. 2. Стандартизация и регламентация
CEFC 25 В 2007 г. планируется разработка, утверждение и пилотная апробация административных регламентов: - рассмотрение материалов о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий; - предоставление информации о лесном фонде; - мониторинг осуществления переданных полномочий в сфере лесных отношений; - администрирование платежей; - ведение государственного лесного реестра. 2. Стандартизация и регламентация (2)
CEFC 26 Цели проекта –- устранение условий возникновения коррупции; –- снижение уровня коррупции в системе управления в сфере лесных отношений, влияния коррупции на активность и эффективность лесного бизнеса, деятельность государственных органов власти; –- обеспечение защиты прав, законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией в сфере лесных отношений; –- создание системы противодействия коррупции в Рослесхозе и его территориальных органах. Задачи проекта: –Анализ сферы лесных отношений и процедур деятельности органов исполнительной власти в сфере лесных отношений на предмет выявления коррупционных рисков –Разработка и утверждение ведомственной антикоррупционной программы, нацеленной на минимизацию выявленных коррупционных рисков –Реализация основных направлений ведомственной антикоррупционной программы, включая: Внедрение в практику Рослесхоза проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в подготовке которых участвует Рослесхоз; Проведение кадровой работы; Совершенствование системы госзаказа в Рослесхозе; Совершенствование внутреннего контроля деятельности; Установку технических средств, снижающих проявление коррупционных рисков; Разработку рекомендаций по снижению коррупционных рисков при исполнении субъектами Российской Федерации переданных им полномочий; Повышение прозрачности деятельности Рослесхоза Проведение регулярного мониторинга коррупционных рисков в сфере лесных отношений 3. Разработка и реализация ведомственной антикоррупционной программы
CEFC 27 Задачи проекта: –Обеспечение эффективного взаимодействия Рослесхоза с общественными организациями, объединениями бизнеса, представителями научных и экспертных организаций по вопросам реализации административной реформы в Рослесхозе; –Обеспечение своевременного и полного информирования сотрудников Рослесхоза и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции в сфере управления лесными отношениями, по вопросам реализации основных направлений административной реформы; –Разработка и внедрение системы мониторинга проведения административной реформы в Рослесхозе. 4. Информационное сопровождение и мониторинг проведения административной реформы в Рослесхозе
CEFC 28 Спасибо за внимание!