Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани Дальше Вода Игры на кухне Карандаши, счетные палочки Конструктор, мозаика Песок Куклы Бумага Разные материалы Крупа, бусы, пуговицы Пластилин Средства развития мелкой моторики
Шнуровки
«Пальцевый тест» (А.М.Мустафин) Ребенка 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет мозга» Рука ребенка мальчика отстает в развитии от руки девочки на 1,5 года. (Почерк у мальчиков устанавливается к 9 годам.)
Игры с крупой, бусами «Ракушка» - круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки. «Божьи коровки» - просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней - гречневая крупа, в более крупной - горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т.п. «Черепашка» - круглый мешочек, заполненный любым наполнителем. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Наполнители могут быть разными. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну черепашку на другую) и т.п.
«Песочная терапия» пальцы «гуляют» по песку «играют» на пианино отпечатки следов на мокром песке от рук, ступней игра в строителей и «сыщиков» просеивание песка сквозь пальцы перетирание песка между ладонями «Песочная терапия» снимает детскую раздражительность и агрессивность, плаксивость; развивает фантазию.
Такой подход позволяет: регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи; совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью, облегчить усвоение навыков письма будущими школьниками
Тесты, помогающие выяснить степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению: «Смотай клубок» (5 лет) Ребенок берет нить длиной 2 м и быстро наматывает на катушку одной рукой, затем – другой. норма – 15 сек (ведущая рука), вторая – 20 сек. «Скатай шарики» Одной рукой, вытянутой вперед, скатать лист папирусной бумаги размером 5х5.Затем повторить тоже самое другой рукой. норма – 15 сек, вторая – 20 сек. «Собери спички в 2 коробка» Двумя руками, одновременно, сложить по 10 спичек в оба коробка. норма -20 сек. «Разложи на 4 кучки» (6 лет) Разложить 36 твердых карт одной рукой на 4 кучки. Затем другой. норма – 35 сек, вторая – 45 сек.
Вывод: Систематическая и постоянная работа над развитием мелкой моторики пальцев рук показывает, что дети добиваются хороших результатов. У многих детей наблюдается скачок в речевом развитии. Речь становится чище, хорошо запоминают стихи. Неплохо танцуют и поют, становятся более раскованными, выносливыми.