МБОУ «Основная общеобразовательная школа 11 им. А.И.Фатьянова» Особенности воспитательной работы с «трудными» учащимися
Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос и больной как нарыв. Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он, Словно стена без дверей и без окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли…
Дети «группы риска» в МБОУ ООШ 11 им. А.И.Фатьянова Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Дети, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах. Дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети, оказавшиеся в социально опасном положении.
Статистика учёта детей «группы риска» МБОУ ООШ 11 им. А.И.Фатьянова
Кого называют трудными подростками? Как подросток становится «трудным» ?
Что такое «трудность»? Система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. «Трудность» имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.
Система работы классного руководителя с «трудными». 1 этап. Педагогическая диагностика. Помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка
- убеждение и переубеждение; - приучение к деятельности; - «реконструкция» характера; - самовоспитание. 2 этап. Воспитание и перевоспитание.
Причины отклонения в поведении детей и подростков
Индикаторы неблагополучия ребёнка наблюдаются в следующих сферах: Учебная деятельность Взаимоотношения со сверстниками Взаимоотношения со взрослыми Проведение свободного времени Отношение к труду и профессиональная ориентация Поведение и поступки
Неблагоприятные условия семейного воспитания: Асоциальное поведение родителей Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей Гиперопека Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка Чрезмерная требовательность и авторитарность со стороны родителей
Недостатки в учебно- воспитательном процессе: Стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знаний Негативные установки в отношении отдельных учащихся Низкий профессиональный уровень учителя Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска Отрицательное влияние стихийно- группового общения
3 этап. Индивидуальная работа. - проектирование развития системы ценностей. - сравнение наличного опыта воспитанности с идеальным; - составление индивидуального маршрута развития.
4 этап. Индивидуальная воспитательная работа. - Система воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного «трудного» ученика. - использование общих методов воспитания; - широкое применение методов индивидуального педагогического воздействия(требование, перспектива, - общественное мнение, оценка, самооценка.поощрение, - наказание)
5 этап. Корректирование. - Уточнение или пересмотр и уточнение коллективных и групповых воспитательных программ работы. - Завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты.
Выявление и учёт детей с отклоняющимся поведением
Способы получения информации: Анализ классных журналов Опрос мнений учителей-предметников о ребёнке Анализ учёта посещаемости Анализ фиксированных нарушений дисциплины Беседы с родителями Социометрические исследования Наблюдения Беседы с ребёнком Запрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних
Циклограмма работы с учащимися группы риска по МБООШ 11 им.А.И.Фатьянова Понедельник. День работы с администрацией. Консультации с психологом, с замом по ВР. Индивидуальные встречи, беседы с родителями. Вторник. Индивидуальные беседы с педагогами и классными руководителями. Совещания учителей, классных руководителей. Среда. Индивидуальные беседы с учащимися.Посещение уроков. Собеседование, методическая работа, индивидуальные консультации. Четверг. Работа со школьной документацией. Индивидуальные беседы с учащимися.Рейды в семью совместно с ПДН Пятница. Работа с документацией. Планирование работы на следующую неделю. Заседание Совета профилактики. Работа с родителями
Устранение причин нравственной деформации личности и отклонений в поведении ребёнка Организационные мероприятия Планирование работы с учащимися, с родителями, с педколлективом Вовлечение учащихся в различные виды положительной деятельности Изменение характера личных отношений педагогов и воспитанников
Организационные мероприятия МероприятияКл. рук.Соц. Пед.Зам.дир. По ВР Зам. дир. По УР Родиттели,н аставники,о бщественно сть Составление соц. Паспорта класса+ Составление характеристик на детей гр. Риска ++ Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации ++ Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями +++ Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы риска + Организация досуга и кружковой деятельности ++ Осуществление связи с соц. Службами+ Организация летней работы и отдыха детей группы риска +++
Работа с учащимися МероприятияКл.рук.Соц. Пед.Зам. дир. по ВР Зам.дир. По УР Родители,наставн ики,обще ственнос ть Контроль посещаемости занятий++ Конлроль текущей успеваемости++ Вовлечение учащихся в кружки и секции + Проведение профилактических бесед+++ Посещение уроков с цель наблюдения за учащимися + Направление на консультацию кпсихологу или к мед. Специалисту ++ Разбор конфликтных ситуаций+
Работа с родителями МероприятияКл.рук.Соц. Пед.Зам. по ВР Зам. по УР Родител и,настав ники,об ществен ность Посещенеи семей детей группы риска +++ Проведенеи консультаций для родителей + Психолог Приглашение родителей и детей группы риска на советы профилактики + Выступленеия на родительских собраниях Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания + психолог
Работа с педколлективом МероприятияКл.рук.Соц. Пед.Зам. по ВРЗам. по УРРодители,н аставники. обществен ность Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками ++++ Проведение консультаций для родителей + Психолог Консультации по результатам диагностики Психолог Выступления с соответствующими сообщениями на педсоветах и совещаниях + Психолог ++ Проведение деловых игр, семинаров-практикумов психолог
Подходы в учебно- познавательной деятельности Создание ситуации успеха (сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успех, результат той или иной ситуации) Диалог (комфортная доброжелательная обстановка, поощрение того, кто задаёт вопрос и высказывает своё мнение, спор и защита собственной позиции, попытка докопаться до истины, совместный творческий поиск)
Первичное воздействие педагога на осложненное поведение Не удивляться такому поведению Присоединиться Описание сложившихся обстоятельств в связи с поведением ребёнка Аппеляция к разуму ребёнка
Система работы с детьми осложнённого поведения Положительное подкрепление Терпение Перспектива жизни Инструкция Категорическое требование Педагогическая поддержка Изменение материальных условий Организация действий Принуждение Безусловное уважение
Литература Сушкова С. «Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска» ж. «Воспитание школьников»2 2005г. Трус И. «Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания» ж. «Воспитание школьников» г. Андрияхина Н.В. и др. «Работа педагога по профилактике правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации» ж.»Классный руководитель» г. Н.Е.Щуркова «Педагогическая технология» Педагогическое общество России. Москва 2005 год.
Составитель Мартынова И.М. заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Основная общеобразовательная школа 11 им. А.И.Фатьянова» 2013год