«Педагогический контроль в процессе воспитания» МБОУ «Основная общеобразовательная школа 11 им. А.И.Фатьянова»
Педагогический контроль- Под педагогическим контролем понимается функция управления воспитательным процессом, осуществляемая с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельностью, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с учащимися.
Необходимость контроля в воспитательном процессе. Контроль в воспитательном процессе диктуется необходимостью: своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результата воспитательной деятельности; выяснять наличие или отсутствие отклонений от целевых ориентиров и намеченной ранее программой действий по их достижению; выявлять и поощрять педагогов, успешно работающих с детьми, изучать, обобщать и пропагандировать опыт их деятельности, инициативу и творческие устремления; вносить коррективы в процесс развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию.
В школе имеют место следующие виды контроля воспитательной деятельности: административный контроль – осуществляется директором школы и его заместителями; педагогический контроль – осуществляется методическими объединениями классных руководителей, классными руководителями, психологом школы; самоконтроль.
К числу основных видов контроля, позволяющих реализовать функции административной, педагогической проверки и самопроверки, относятся: локальный контроль: обследуется небольшой фрагмент воспитательной практики; комплексный контроль: обследуется несколько направлений воспитательной деятельности: - предметом контроля является процесс воспитания учащихся в классных коллективах на параллели или ступени обучения; - проверяется выполнение постановления педагогического совета; - изучается ход и результативность решения задач, определенных в документах - стратегического и оперативного планирования воспитательной деятельности системный контроль: проверка воспитательной системы в целом.
На этапе планирования воспитательной деятельности классными руководителями и администрацией школы осуществляется предварительный контроль, как совокупность совершаемых диагностико -аналитических действий, направленных на определение готовности к предстоящей работе учащихся. Предварительный контроль позволяет зафиксировать исходное состояние детского коллектива, избежать педагогических ошибок и просчетов.
Методы контроля: педагогическое наблюдение, методы изучения и анализа педагогической документации, диагностические методики исследования состояния отношений, общения и деятельности в сообществе детей и взрослых, методы индивидуального и коллективного анализа и самоанализа проводимых дел и т.п.; методы контроля результативности воспитательной процесса: экспертная оценка, индивидуальная и групповая самооценка, приемы и способы анализа продуктов творческой деятельности учащихся, методы статистической обработки полученных результатов, тестирование и т.д.
Итоговый контроль служит для анализа и оценки результатов (итогов) воспитательной деятельности (мониторинг воспитанности учащихся) Получаемая в ходе итогового контроля информация позволяет сделать не только глубокий и детальный анализ достигнутых результатов и принять обоснованное решение о путях и способах ее совершенствования и обновления.
Формы контроля: собеседование с педагогами, учащимися и их родителями; посещение внеурочных занятий и мероприятий; обследование субъектов, объектов, условий, процесса и результатов воспитательной деятельности, включая и такую форму, как мониторинг; подготовка и заслушивание отчетов (сообщений) на заседаниях органов школьного самоуправления, в том числе и творческих отчетов и самоотчетов,
Оценка деятельности классного руководителя: Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и деятельности. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценивать реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с учителями-предметниками и другими участниками образовательного процесса, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию,обучению, творческому развитию обучающихся).
Материалы, предоставляемые классными руководителями, для осуществления контроля: анализ и отчет о выполнении плана воспитательной работы; материалы по изучению личности учащихся и классного коллектива (сводный лист изучения уровней проявления воспитанности (методика М.Шиловой), анализ развития классного самоуправления и сплоченности классного коллектива); материалы, отражающие состояние и условия семейного воспитания каждого учащегося (социальный паспорт класса); материалы, подтверждающие работу с родителями (протоколы родительских собраний, раздел «Работа с родителями» в папке классного руководителя.); материалы, подтверждающие работу с детьми «группы риска» (раздел «Работа с детьми «группы риска» в папке класса); участие класса в общественной жизни школы (рейтинг класса в общественной жизни школы, наличие разработанных и реализуемых социальных проектов, наличие грамот, дипломов и др.,присуждаемые за социальную активность классного коллектива).
«Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, даже к самому себе.» (Ф.Ницше)