Методическое объединение «Родник» учителей начальных классов МОУ Магнитная СОШ руководитель Гончарова Мария Ивановна февраль 2009 года
Организация творческой деятельности на уроках. Организация творческой деятельности на уроках. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно- исторической уникальностью.
Основополагающий принцип: Личностная ориентация, предполагающая развитие креативных (творческих) способностей учеников, индивидуализацию их образования с учётом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Компоненты творческих способностей младших школьников: Компоненты творческих способностей младших школьников: творческое мышление; творческое воображение; применение методов организации творческой деятельности.
Умения: Умения: классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать причинно-следственные связи; видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; рассматривать систему в развитии; рассматривать систему в развитии; делать предположения прогнозного характера; делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта; выделять противоположные признаки объекта; выявлять и формулировать противоречия; выявлять и формулировать противоречия; разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; представлять пространственные объекты; представлять пространственные объекты;
использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве; использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве; представлять объект на основании выделенных признаков. представлять объект на основании выделенных признаков.
Опыт творческой деятельности предполагает: Перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; Перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; Самостоятельное видение проблемы, альтернативы её решения; Самостоятельное видение проблемы, альтернативы её решения; Комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др. Комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.
Творческие виды деятельности: Познание. Познание. Преобразование. Преобразование. Создание. Создание. Творческое применение знаний. Творческое применение знаний.
Творческие задания в начальной школе (на основе анализа учебных пособий) Творческие задания в начальной школе (на основе анализа учебных пособий) «условно творческие» (сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п.) «условно творческие» (сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п.) задания на развитие интуиции учащихся (перебор вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.) задания на развитие интуиции учащихся (перебор вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.) нахождение нескольких вариантов ответов нахождение нескольких вариантов ответов моделирование моделирование некоторые приёмы фантазирования некоторые приёмы фантазирования
Творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.
Требования к творческим заданиям: Требования к творческим заданиям: Открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия); Открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия); Соответствие условия выбранным методам творчества; Соответствие условия выбранным методам творчества; Возможность разных способов решения; Возможность разных способов решения; Учёт актуального уровня развития; Учёт актуального уровня развития; Учёт возрастных особенностей учащихся. Учёт возрастных особенностей учащихся.
Система творческих заданий должна включать компоненты: целевой целевой содержательный содержательный деятельностный деятельностный результативный результативный
Три уровня сложности творческих заданий: Три уровня сложности творческих заданий: Сложность содержащихся в них проблемных ситуаций; Сложность содержащихся в них проблемных ситуаций; Сложность мыслительных операций; Сложность мыслительных операций; Формы представления противоречий (явные, скрытые) Формы представления противоречий (явные, скрытые)
Рефлексия творческой деятельности: Рефлексия творческой деятельности: Готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации; Готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации; Умение обретать новый смысл и ценности; Умение обретать новый смысл и ценности; Умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности; Умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности; Умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений. Умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.
Текущая рефлексия: Текущая рефлексия: Реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учётом предыдущего опыта).
Итоговая рефлексия: Итоговая рефлексия: Предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.
В МО «Родник» учителя – люди творческие. В МО «Родник» учителя – люди творческие.
Мы путешествуем в страну Знаний. Мы путешествуем в страну Знаний.
В школе весёлого Колобка. В школе весёлого Колобка.
А у нас День Проектов. А у нас День Проектов.
Играть мы любим. (классный час) Играть мы любим. (классный час)
В интересном краю мы живём (мы в музее)
Ай да мы – настоящие орлята!