Нам и предстоит понять, разгадав эту «психологическую загадку», какими средствами пользуется писатель для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний героев.
Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица главного героя, господина Н.Н. Герой-повествователь – одно из главных действующих лиц литературного произведения, от лица которого ведётся повествование.
Возраст Социальное положение Причина пребывания за границей. Каким предстаёт перед нами Гагин? Каково первое впечатление, произведённое Асей на господина Н.Н.? Как описывает он Асю?
Как состоялось знакомство Н.Н. и Аси? Каково состояние души Н.Н. после первого дня знакомства? Где встретил Н.Н. Асю на второй день знакомства? Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.Кем она ему представляется?
В словах повествователя звучит восхищённое удивление изменчивостью облика героини.
Герой не отдаёт себе отчёта в том, что с ним происходит. Он ощущает какое-то смутное беспокойство, непонятную тревогу, ревнивое подозрение. Настойчивое любопытство, некоторая досада на необъяснимое поведение девушки, стремление понять её внутренний мир.
Искренна ли Ася в своих поступках? а) Ася за ужином. б) Ася на развалинах замка. в) Какие «роли» принимает Ася? Может ли господин Н. ответить, почему она так себя ведёт?
Глубже разобраться в характере Аси помогают отзывы о ней других лиц: …Беда, если она кого полюбит!... …С огнём шутить нельзя. Вы не знаете Асю: она в состоянии занемочь, убежать, свидание вам назначить…Другая умела бы всё скрыть и выждать – но не она… …Как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой в ней эти чувства… …Асе нужен герой, необыкновенный человек…
Какую тайну Аси и её брата узнаёт господин Н.Н.? Что в поведении Аси объясняет её предыстория?
Он обретает утраченное равновесие и так определяет своё эмоциональное состояние: «Я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце: точно мне втихомолку мёду туда налили…» После наступило взаимное доверие и сближение.
Пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становится «пейзажем» души. В этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается скачок: то, что было смутным, тревожным, оборачивается страстной жаждой счастья, которую герой ещё не смел назвать по имени…
Дочитать повесть «Ася». Вспомнить элементы сюжета (эпизоды, составляющие композицию). Анализ сцены свидания в доме фрау Луизы. Подумать над вопросом: «Почему не состоялось счастье героев?»
Сюжет - это совокупность событий, в которых раскрывается основное содержание произведения. Экспозиция – это вводная часть, изображающая обстановку, формирование характеров героев.
Завязка – это начало конфликта, событие, с которого начинается действие. Кульминация – это момент наибольшего напряжения в развитии действия. Развязка – это разрешение конфликта в литературном произведении.
Эпилог – заключительная часть произведения, сообщающая о судьбе действующих лиц после изображённых событий. Психологизм – подробное изображение внутреннего мира героя, его чувств, мыслей, переживаний…
Экспозиция – рассказ Н.Н. о его пребывании в Германии. Завязка – знакомство с Гагиными. Развитие действия – все события и сложности знакомства героев. Кульминация – свидание Аси и Н.Н. в доме фрау Луизы. Развязка – отъезд Гагиных и бесплодные поиски их господином Н.Н. Эпилог – итог жизни рассказчика.
Толпа богомольцев тянулась внизу по дороге с крестами и хоругвями… - Вот бы пойти с ними, - сказала Ася. - Разве вы так набожны? - Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, - продолжала она. А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали? - Вы честолюбивы, вы хотите прожить не даром, след за собой оставить…
…Но мы не птицы. - А крылья могут у нас вырасти, - возразил я. - Как так? - Поживите – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья. - А у вас были? - Как вам сказать…Кажется до сих пор я ещё не летал…
Сцена свидания в доме фрау Луизы Эта сцена наиболее ясно отражает психологическое противоречие, несовпадение психологических ритмов героев.
«До завтра, - подумал я, - Завтра я буду счастлив…» Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье.
Большое чувство заставило героиню повзрослеть. Крылья у меня выросли – да лететь некуда... Предчувствие нелёгкой судьбы – судьбы «крылатой» натуры в мире «бескрылых» существ.
Душевная жизнь Аси и господина Н. протекала по-разному. Причины жизненной драмы героев кроются в разности их психологического склада, их темпераментов.