Начало XXI века ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются: практико – ориентированный подход в изложении содержания выстроенных правовых курсов; опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни; формирование активной гражданской позиции личности; уважение к правам человека и нормам международного права; обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника; решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность; целостность; объективность; научность; доступность для учащихся основной школы. Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Инвариативность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения, модульным принципом построения. Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает гражданскую компетентность и зрелость в плане выбора профиля обучения. Системность содержания обеспечивается логикой развертывания учебного содержания.
Контролируемость программы обеспечивается достаточной степенью операциональности и иерархичности знаний разных аспектов современных проблем юриспруденции, которые предполагается сформировать у обучающихся при изучении программы. Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 8 часов.
Учащиеся получат представление: о роли права в жизни человека и общества; о структуре системы права; о Семейном и Трудовом кодексах РФ; о системе судопроизводства в РФ; о системе мировой защиты прав человека; получат представление об основных юридических профессиях.
Учащиеся получат опыт: самостоятельной работы с юридическими документами; поиска информации по заданному юридическому вопросу; выделять противоречия, лежащие в юридической области; выявление причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы.
Учащиеся научатся: объяснять роль права в жизни общества; различать правоспособность и дееспособность субъектов права; сравнивать преступление и административный проступок; характеризовать права человека; составлять важные документы: заявление, простую доверенность на получение денег, апелляционную жалобу по итогам экзаменов.
Методы и приемы преподавания и учения: метод проблемного обучения; дидактические игры; исследовательский метод; мысленный эксперимент; метод моделирования.
Формы учебных занятий: фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. Формы контроля за уровнем достижений учащихся: текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач); итоговый (написание эссе, подготовка проекта – презентации); анкетирование и анализ анкет.
ЗанятияКол-во часов Теоре тичес кие Практи ческие Введение. Роль права в жизни человека и общества. 10,5 Занятие 1. Как и почему рождается право? 10,5 Занятие 2. Я – гражданин страны. 10,5 Занятие 3. Правовые основы брака. Родители и дети. 10,5 Занятие 4. Судопроизводство в нашей стране. 10,5 Занятие 5. Из мира юридических профессий. 10,5 Занятие 6. Мировое сообщество на защите прав человека. 10,5 Занятие 7. (итоговое) Почему я должен следовать закону. 10,5 Итого 80,5