Выявить созидательную силу чувства любви в искусстве Познакомиться с произведениями искусства разных жанров на тему любви; Рассмотреть созидающую силу этого чувства на примерах произведений искусства;
Любовь в самом полном и высоком смысле этого слова – одна из непостижимейших загадок мироздания. Как и откуда возникает она? Зачем? Куда и почему исчезает? Чем жива, когда любящие надолго разлучены? Любовь всегда будет больше всего того, что мы хотим и пробуем о ней сказать
Алексей Рыбников. Рок – опера «Юнона и Авось»
Я тебя никогда не забуду (из оперы «Юнона» и «Авось») Сл.А.Вознесенского Музыка А.Рыбникова Ты меня на рассвете разбудишь, Проводить необутая выйдешь, Ты меня никогда не забудешь, Ты меня никогда не увидишь. Не мигают, слезятся от ветра Безнадежные карие вишни. Возвращаться плохая примета, Я тебя никогда не увижу. Заслонивши себя от простуды, Я подумаю –боже всевышний, Я тебя никогда не забуду, Я тебя никогда не увижу. И качнутся бессмысленной высью Пара фраз, залетевших отсюда: Я тебя никогда не увижу, Я тебя никогда не забуду.
Огюст Роден. «Вечная весна»
"К*** (Я помню чудное мгновенье...)" стихотворение А.С. Пушкина, посвящено Анне Петровне Керн. Спустя 15 лет на эти стихи М.И. Глинка написал романс, посвятив его дочери А.П. Керн. Двух современников - гения литературы и гения музыки - связало переплетение личных и творческих судеб. Анна Петровна Керн
Сергей Сергеевич Прокофьев был первым композитором, который создал настоящий шекспировский балет – один из лучших балетов ХХ века. Сцены из балета «Ромео и Джульетта»
Ромео и Джульетта
Леонард Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» Место действия было перенесено в Западный район Нью-Йорка – Вестсайд, а враждующими сторонами стали две группы беспризорных юнцов – ньюйоркцы и выходцы из Пуэрто-Рико. Главарь банды Тони влюбляется в пуэрториканку Марию. Во время одной из уличных схваток Тони смертельно ранит брата Марии. Мария потрясена, но не может возненавидеть Тони. В своих мечтах они видят светлые дни, свободную жизнь. Звучит тема Марии из мюзикла «Вестсайдская история»
О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, - Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность Елена Александровна Денисьева
Чувство Тютчева вызвало с ее стороны такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватывала все его существо, и он остался навсегда ее пленником, до самой ее кончины. А.И.Георгиевский, муж сестры Е.А.Денисьевой.
Как захваченный водоворотом, он бесцельно метался в заколдованном круге нелепых, тяжелых, подчас унизительных условий созданного им самим положения, являясь в одно и то же время палачом и жертвой. Федор Федорович Тютчев, сын поэта и Денисьевой.
О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя... Год не прошел - спроси и сведай, Что уцелело от нея? Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горючей влагою своей. Ты помнишь ли, при вашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебный взор, и речи, И смех младенчески-живой? И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла! Жизнь отреченья, жизнь страданья! В ее душевной глубине Ей оставались вспоминанья... Но изменили и оне. И на земле ей дико стало, Очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело. И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!..
Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали. Лил теплый дождь - его струи По листьям весело звучали. И медленно опомнилась она, И начала прислушиваться к шуму, И долго слушала - увлечена, Погружена в сознательную думу... И вот, как бы беседуя с собой, Сознательно она проговорила Я был при ней, убитый, но живойЯ был при ней, убитый, но живой: "О, как все это я любила!" Любила ты, и так, как ты, любить - Нет, никому еще не удавалось! О господи!.. и это пережить... И сердце на клочки не разорвалось... Фёдор Иванович Тютчев
Жан Оноре Фрагонар «Поцелуй украдкой»
В картине «Сад любви» Рубенс представил счастье возлюбленных. Это полотно создано в пору творческой зрелости и в годы душевного подъема, когда он вступил во второй брак с юной Еленой Фоурман. Последние десять лет жизни она была для художника источником вдохновения. В одной из пар Рубенс изобразил себя с молодой женой. Талант художника ко времени создания картины раскрылся в полной мере.
Веками историки и литераторы, музыканты и художники, психологи и физиологи пытаются объяснить любовь или подобрать ключи к этому многогранному состоянию. Но таинство истинной любви до сих пор не раскрыто, ибо многие выводы и разъяснения работают только в рамках какой-то одной из её граней. Постичь природу любви нам пока не дано, но мы счастливы испытывать на себе её мощь, преклоняться перед её величием, и мы можем прикоснуться к её тайне в книге, музыке, на полотне художника.
Любовь - это … Любовь – это… Любить – это…