МАОУ «Гимназия 10» Центр инновационного опыта Тема проекта « Разработка модели формирования текстовой компетентности учащихся начальной и основной школы»
Междисциплинарная проблема, решаемая ЦИО Формирование способности учащихся к пониманию текстов Новые способы формирующих воздействий (деятельностный подход) Разработка дидактики для развития текстовой компетентности учащихся Необходимость реализации одного из ключевых положений ФГОС второго поколения : формирование универсальных учебных действий. В области чтения ученик должен уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативную установку, тему и идею текста, основную и дополнительную информацию), применять разные виды чтения, извлекать информацию из разных источников.
Сайт | (342) ЦИО МАОУ «Гимназия 10» Сайт | (342) Сущность педагогической инициативы На переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, «превращающие» готовность учащихся к чтению для обучения в читательские компетенции, составляющие основу текстовой компетентности, позволяющие овладеть технологиями осмыслению прочитанного.
Семинары, мастер-классы Стратегия деятельности ЦИО Цель: осуществить разработку, апробацию и презентацию в педагогическом сообществе Пермского края новых образовательных ресурсов, формирующих в процессе учебной и внеурочной деятельности текстовую компетентность учащихся начальной школы и 5-6 классов основной школы. Задачи работы ЦИО: Составление текстотеки Разработка модели развития ТК, Проектирование учебных занятий деятельностного типа Трансляция опыта Способы реализации: Повышение квалификации Конференция Разработказаданий для текстотеки разработкиасценариев занятий Разработка контрльно- диагностических материалов Проектная деятельность Мероприятия с учащимися Дистанционное сетевое взаимодействие Публикации
Временной формат действия ЦИО 1.. Первый этап Осуществить разработку образовательных ситуаций, обеспечивающих освоение деятельностных способов работы с текстами на уроках и во внеурочной деятельности. Составить текстотеку, включающую тексты разных типов и читательские задачи к ним. Второй этап Проектирование учебных занятий деятельностного типа, предполагающих использование образовательных ситуаций (ОС) для формирования составляющих текстовой компетентности. Подготовка дидактических материалов для организации контрольно-оценочной деятельности учащихся. Разработка и описание способов обучения приёмам и тактикам понимания текста, составление методических рекомендаций для учителей начальных классов и учителей-предметников. Разработать и описать процедуры контрольно-оценочной деятельности
Сайт | (342) ЦИО МАОУ «Гимназия 10» Сайт | (342) Цель лаборатории Поиск (разработка) способов педагогической деятельности по формированию метакогнитивных регулятивных действий (стратегий чтения), обеспечивающих продуктивность чтения учащихся начальной и основной школы (5-6 классы).
Сайт | (342) ЦИО МАОУ «Гимназия 10» Сайт | (342) Содержание деятельности лаборатории Подбор «проблематизирующих» учебных текстов и читательских задач к ним, обеспечивающих развитие логических операций, способности к пониманию, интерпретации текста.
Сайт | (342) ЦИО МАОУ «Гимназия 10» Сайт | (342) Содержание деятельности лаборатории Подготовка дидактических материалов для организации контрольно-оценочной деятельности учащихся. Разработка и описание способов обучения приёмам и тактикам понимания текста, составление методических рекомендаций для учителей начальных классов и учителей-предметников.
Проведение дня открытых дверей и курсов повышения квалификации по теме «Современные технологии развития читательской компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности» (октябрь 2012 г.) Проведение презентационных и обучающих мероприятий
19 апреля 2013 года Практико-ориентированный семинар «Формирование текстовой компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС» в рамках конференции Проведение презентационных и обучающих мероприятий
19-20 апреля 2013 г. Практико-ориентированная конференция «Реализация ФГОС как механизма инновационного развития образовательного учреждения и профессионального развития педагога» Проведение презентационных и обучающих мероприятий
Результаты деятельности лаборатории -Текстотека; включающая тексты разных типов и читательские задачи к ним. - Сценарные проекты уроков. - Повышение уровня профессионализма учителей. - Разработка модели текстовой деятельности как процесса формирования у учащихся умений понимания учебного текста. - Публикации.