Сравнения, характеризующие различные предметы в поэзии М.Цветаевой, очень разнообразны. Рассмотрим эти предметы и особенности их изображения в её лирике. Прежде всего это письменный стол, который становится свидетелем и соучастником рождения стихов каждого поэта. Он выступает в лирике М.И. Цветаевой как самый верный и надежный друг, который помогает ей творить и без которого немыслимо вообще творчество:
Также символичен в поэзии М.И Цветаевой образ дома. Он, как и стол, всегда олицетворяется и сравнивается с живым существом: ИЗ-ПОД НАХМУРЕННЫХ БРОВЕЙ ДОМ - БУДТО ЮНОСТИ МОЕЙ ДЕНЬ, БУДТО МОЛОДОСТЬ МОЯ МЕНЯ ВСТРЕЧАЕТ: - ЗДРАВСТВУЙ, Я! Здесь дом уже не просто сравнивается с животным, а как бы перевоплощается в саму героиню.
В лирике предметы часто сравниваются с абстрактными явлениями, например, со сном: КАК СОН РАСТАЯВШИЙ КАТОК. СТЕКЛА, ДРЕМУЧЕГО. КАК СОН. Среди сравнений этой группы в лирике много таких, предметом которых становится верхняя одежда: ПЛАЩ, ПРИХОТЛИВЫЙ КАК РУНО. ШАЛЬ – КАК ЩИТ. ПЛАЩ – ШЕЛКОВЫМ ЧЕРНЫМ ПАНЦИРЕМ Но она определяет и положение героя в мире, отношения с окружающими людьми, его место и сущность в мире: ПЛАЩ – ВОРОНОМ НАД СТАЕЙ ПЕСТРОЙ ВЕЛИКОСВЕТСКИХ МОТЫЛЬКОВ.. Очень характерно для М.И. Цветаевой сравнение материи с водой, волнами: РУЧЬЕВ НИСПАДАЮЩИХ РЕЧЬ СПЛЕТАЛАСЬ ПРЕДИВНО С ПЛАЩОМ, НИСПАДАЮЩИМ С ПЛЕЧ ВОЛНОЙ НЕИЗБЫВНОЙ.
О дна из наиболее интересных групп – это сравнения, которые используются М.И Цветаевой в создании пейзажа: В НЕБЕ, КАК ЗАРЕВО, ВЕШНЯЯ ЗОРЬКА. ВОЛНЫ ПАСХАЛЬНОГО ЗВОНА Природа в изображении М.И Цветаевой так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами: ДЕРЕВЬЯ БРОСАЮТСЯ В ОКНА – КАК БРАТЬЯ – ПОЭТЫ – В РЕКУ Сравнения, употребленные для описания природы, всегда очень экспрессивны: ДВА ДЕРЕВА ХОДЯТ ДРУГ К ДРУГУ.. ТО, ЧТО ПОМЕНЬШЕ ТЯНЕТ РУКИ, КАК ЖЕНЩИНА, ИЗ ЖИЛ ПОСЛЕДНИХ
Это сравнение удивительно тем, что здесь деревья не только принимают человеческий облик, но и живут человеческой жизнью: «ходят», «тянут руки», то есть предмет и образ в сравнении располагаются непоследовательно. Встречается и сравнение явлений природы с абстрактными понятиями: И КОГДА ОСЕННИЕ ЦВЕТЫ ЛЫНУТ К ЗЕМЛЕ, КАК ДЕТСКИЙ ВЗГЛЯД БЕЗ СМЕХА, Но намного чаще в этой группе встречаются сравнения, образом которых выступают бытовые реалии: И МЕСЯЦ МЕЖ СТЕБЛЕЙ ТРАВЫ МЕЛЬКНУЛ В ВОДЕ, КАК КРУГ ЭМАЛИ. Часто сравнения М.И Цветаевой употребляются и с целью создания настроения, усиления эмоциональности образов: ГОЛУБЫЕ, КАК НЕБО, ВОДЫ И СЕРЕБРЯНЫХ ДВЕ РУКИ. МАЛО ЛЕТ – ЧЕТЫРЕ ГОДА: ТЫ И Я – У МОСКВЫ – РЕКИ
Но даже и такой пейзаж всегда заметен и поражает своей лаконичностью и красочностью: всего в одном предложении так ярко и выразительно даны и небо, и река. Интересно сравнение МОХ - ЧТО ЗЕЛЕНЫЙ МЕХ! Тем самым в данном сравнении подчеркивается удивительная ощутимость мягкости и пушистости мха.
Все сравнения, если прочитать его вслух, звучит как музыкальное заклинание, а ведь сама М.И Цветаева говорила: «Состояние творчества есть состояние наваждения». Пейзаж у М.И Цветаевой всегда эмоционален и очень личностен: СЛОВНО ТЕПЛАЯ СЛЕЗА – КАПЛЯ КАПНУЛА В ГЛАЗА. ТАМ, В НЕБЕСНОЙ ВЫШИНЕ КТО-ТО ПЛАЧЕТ ОБО МНЕ Никогда и ни у кого не встретишь такого описания дождя. Вернее, такого восприятия дождя. Здесь это не явление природы, распространяющееся на всех, а очень субъективный образ, касающийся только лирического героя. В сравнении вообще отсутствует слово «дождь», это не дождь, а плач, и лирической героине, как посвященной в тайны бытия, известна и причина плача– о ней. В сравнении звучат мотивы избранничества - на такую глубину уходят рассуждения поэта о дожде.