СРАВНЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ 1. Сравнения, выражающие временные понятия. 2. Сравнения, предметом которых являются такие слова, как «звук»,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы в 9 классе «Мне имя Марина» (жизнь и творчество М.Цветаевой) Учитель Парилова О.А.
Advertisements

Марина Цветаева занимает особую нишу в русской поэзии. Ее лирика интеллектуальна, грустна и очень красива. Стихи Цветаевой волнуют наши сердца, будят.
Поэтический мир Марины Цветаевой Работа ученика 11 класса Яфаровской полной средней школы. Асяева Эльдара Руководитель работы- Галиева Г.Х.
Объект исследования – ФЕ и их контекстуальное использование Цветаевой. Предмет исследования – модифицированные фразеологизмы, использованные Цветаевой.
Мое восприятие творчества Марины Цветаевой. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как.
Сравнения, характеризующие различные предметы в поэзии М.Цветаевой, очень разнообразны. Рассмотрим эти предметы и особенности их изображения в её лирике.
Дети это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук.
«ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ…». Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.
Жизненный и творческий путь М. Цветаевой. Своеобразие художественного мира. Урок литературы в 11 классе.
Дети это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук.
Наши духовные ценности. Марина Ивановна Цветаева
Управление по образованию и науке администрации г. Астрахани Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная.
Несколько слов о Валерии Чеховой… В твоих бездонных глазах Есть мудрость и искра детства, В твоих солёных слезах Есть всё, что сказало сердце… В твоих.
Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к ГИА Cбор материала к сочинению на лингвистическую тему. Задание С2.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова.
Самая прекрасная из женщин, Женщина с ребенком на руках !.. Единый Всекубанский классный час «Имя твое несу как святыню!»
День сегодня не простой, А какой-то золотой, Матерей всех поздравляем, И здоровья им желаем!
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
Самых красивых девушек поздравляю с праздником 8 марта!!!
Я хочу подарить Отложи свои дела на 5 минут. Включи звук и почувствуй меня… тебе тебе 13 моих истин !!!
Транксрипт:

СРАВНЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ 1. Сравнения, выражающие временные понятия. 2. Сравнения, предметом которых являются такие слова, как «звук», «слово», «голос», «речь». 3. Сравнения, предметом которых является выражение различных эмоций и чувств 4. Предмет сравнения - сам стих.

1.Сравнения, выражающие временные понятия: …временем, как океаном Прокрасться, не встревожив вод… В эту подгруппу вошли сравнения, обозначающие такие свойства времени, как жизнь и по контрасту к ней – смерть; этапы человеческой жизни; детство, молодость, старость; времена суток: день, ночь, утро, вечер и единицу времени – час. Например: Вся жизнь как книга для меня Это сравнение общеязыковое, его предмет и образ для читателя уже достаточно привычны. Но оно практически единично. Гораздо больше у М.И.Цветаевой оригинальных, неожиданных сравнений: Это жизнь моя пропела – провыла – Прогудела – как осенний прибой – И проплакала сама над собой. Нередко жизнь представляется поэту никчёмной и бессмысленной: Жизнь выпала – копейкой ржавою… Но она может быть и большой и светлой: Звезда над люлькой – и звезда над гробом! А посредине – голубым сугробом – Большая жизнь.

Но прежде всего человеческая жизнь для лирической героини – это желания, мечты, возможности… Жизнь подобна кораблю: Чуть испанский замок – мимо! Всё, что неосуществимо, Я сама осуществлю Антипод жизни – смерть – не играет в поэзии М.И.Цветаевой роль страшного рока, неотвратимого и грозного. Её фатальность заметно снижается: Смерть – червоточиной Смерть в каждой щели. В каждой выемки пола – ямкой Это объясняется тем, что для М.И.Цветаевой гораздо важнее осмыслить и понять жизнь, её различные стадии и ступени: Ты дал мне детство – лучше сказки. Молодость моя! …………………. Неспроста руки твоей касаюсь, Как с любовником с тобой прощаюсь. Каждый период жизни поэту дорог и памятен, и в то же время она осознаёт свой переход в иную пору: Как змей на старую взирает кожу – Я молодость свою переросла.

Оригинальны и необычны сравнения, предметом которых становятся времена суток: Дни мои, как маленькие волны, На которые гляжу с моста, Чёрная, как зрачок, КАК зрачок, сосущая Свет – люблю тебя, зоркая ночь. Очень непривычно и ново то, что такие абстрактные понятия, как «день» и «ночь», сравниваются с конкретными осязаемыми предметами. Причём о днях М.И.Цветаева говорит, как бы смотря на них со стороны, ставит определённую границу между своими днями и самой собой («гляжу с моста»). О ночи, наоборот, говорится как о чём-то, принадлежащем человеку, как о части его внутреннего мира. М.И.Цветаева ощущает ночь как бы внутри себя. Ночь для лирической героини – внутреннее состояние, определённый настрой души: …наподобье крови Хлынула ночь!

А вот «час» ассоциируется часто с голосом или рассказом. Он как бы управляем человеком, согласуется с ним: О, этот час, на подвиг нас – как голос, Взмывающий из своеволья дней! Был час чудотворен и полн, Как древние были. Интересны здесь также сравнения, где образом опять же становятся предметные реалии, в данном случае относящиеся к одежде: День – плащ широкошумный. Ночь – бархатнная шуба.

2.Сравнения, предметом которых являются такие слова, как «звук», «слово», «голос», «речь». Образы их очень интересны и необычайно разнообразны. Слово странное – старуха: Смысл неясен, звук угрюм, Как для розового уха Тёмной раковины шум. Здесь звук сравнивается с другим звуком, но всё равно неожиданно: звук слова сопоставляется с шумом морской раковины. Причём признаком сравнения является не только звучание, но и смысл слова. А вот сравнение, где предмет и образ совершенно идентичны друг другу, они сравниваются на основе чисто количественных различий: У тонкой проволоки над волной овсов Сегодня голос – как тысяча голосов Таким количественным сравнением подчёркивается не только и не сколько сила голоса, но и его важность, значительность того, о чём он повествует.

В сравнениях, выражающих собственно звуки, особенно звуки музыкальных инструментов, всегда ярко выражена динамика: И звуки – роем пчёл из улья – Жужжат и вьются. Здесь звуки «вскипают», «жужжат», «вьются» - этим передаётся их движение, тембр, ритм. Два слова, звонкие, как шпоры. Две птицы в боевом грому. «Нет», - точно лёд треснул. Слова – тяжёлые, как капли.

3. Сравнения, предметом которых является выражение различных эмоций и чувств. Например, такое чувство, как любовь: Любовь – ещё старей: Стара, как хвощ, стара, как змей, Старей ливонских янтарей, Всех привиденских кораблей Старей! – камней, старей – морей. Сравнение совершенство неожиданное. Любовь – святое для героини чувство. Здесь оно описывается не как что-то возвышенное, а, наоборот, воспринимается как нечто очень старое и поэтому неотъемлемое от человека. «Старость» любви подчёркивает её вечность. М.И.Цветаева смотрит на любовь с непривычной стороны, как на неизбежное и бесконечное чувство, которое всегда было и всегда будет. Порой любовь выступает у М.И.Цветаевой как некое верховное божество, которое управляет человеком: Когда ж к твоим пророческим кудрям Сама любовь приникнет красным углём… И в то же время это чувство столь трепетно и ранимо, что порой оно вызывает бережное, чуткое и нежное отношение к себе. В орлином грохоте - О клюв! О кровь! – Ягнёнок крохотный Повис – Любовь…

И, как это часто у М.И.Цветаевой, рядом с любовью находиться боль: Боль как нота Высящаяся… Поверх любви Высящаяся… Поэтесса высказывается очень точно. Сравнение любви со звуком, с одной нотой, подчёркивает остроту и пронзительность душевной боли. Боли от одиночества. Оно слышится и в сравнении, предметом которого является смех: И смех мой – ревность всех сердец! – Как прокаженных бубенец – Гремит тебе. В роще обидонька Плачет рябинушкой. Жив и здоров! Громче громов – Как топором – Радость. Часто М.И.Цветаева сталкивает в сравнении и его контексте сразу несколько однокоренных или одинаковых слов, что делает сравнение более выразительным, воздействующим на эмоции и чувства. … Им – Слёзы лить! Как сладко вылиться Горю – ливнем проливным!

В эту подгруппу целесообразно отнести сравнения, которые сосредоточены на описании души и сердца человека. Интересным здесь представляется то, что в качестве образа для таких сравнений у поэтессы возникают ассоциации с различными помещениями. Область души и сердца, внутренний мир человека как бы принимают реальные земные эмоции. Души в нас – залы для редких гостей. В этой грустной душе ты бродил, как в незапертом доме… Тесные келейки – наши сердца. Судя по этим примерам, можно предположить, что в поэтическом творчестве М.И.Цветаевой выстраивается противопоставление: душа – сердце. Душа в восприятии поэтессы способна вмещать в себе многих людей, она открыта миру, как «незапертый дом», стремится навстречу людям, но при всём том остаётся одинокой («залы для редких гостей»). Сердце же предназначено для единственного человека – любимого («тесные келейки»), которого одного достаточно, чтобы заполнить всё сердечное пространство. Сравнения, характеризующие душу или сердце человека в лирике направлены прежде всего во внутренний мир, чувства и переживания самой лирический героини.

4. Очень часто в лирике М.И.Цветаевой предметом сравнения становятся сами стихи. Образами их сравнения выступают самые различные понятия. Нечто прекрасное: Стихи растут как звёзды и как розы, Как красота – ненужная в семье. Прозаическое: -Не нужен твой стих – Как бабушкин сон. -Докучен твой стих – Как дедушкин вздох. Есть и сравнение стихов с людьми, причём с людьми благородными, решительными, смелыми. Ведь стихи – это самое святое, близкое, дорогое и ценное для поэта: Стихи мои – как добровольцы – К тебе стекались под шатёр.

Любой поэт всегда очень ревностно и страстно относится к своим стихам. Для М.И.Цветаевой они просто священны. Они самоценны, и эта истина так непреложна для неё, что поэт может сказать: Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. И это почти не зависит от поэта, потому что стихи у М.И.Цветаевой обладают полной самостоятельностью, они возникают сами, когда заходят и как захотят, спонтанно и непосредственно: Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти -Нечитанным стихам!- Разбросанным в пыли по магазинам (где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.