Идеалы и ценности современных школьников
Цель исследования : выяснить, какие сказки и мультфильмы любят дети ; кто из произведений является идеалом ( примером для подражания ) и почему, проследить изменения предпочтений детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Объект исследования : дети лицея.
Предмет исследования : идеалы младших школьников разных поколений.
Гипотеза : сказки и мультфильмы служат мощным средством для формирования идеалов ребёнка.
Благодаря сказке ребёнок получает жизненный опыт, получает знания об окружающем мире и отношениях людей. В. В. Авраменкова пишет : « Сказка является одним из самых чистых и живительных источников формирования у ребёнка знаний о мире ».
Развитие ребёнка проходит под влиянием информационной среды, в том числе и мультфильмов. Наблюдения учёных показали огромную силу воздействия экранных образов на детское сознание. Дети очень чувствительны к экранным образам и многому обучаются из того, что видят. Подражая героям.
Экран информирует ребёнка. Расширяет кругозор и является источником конструирования картины мира, формирует мораль и способы поведения человека в обществе. Мы считаем, что любимый герой мультфильма может стать ребёнку образцом поведения в различных ситуациях.
В нём принимали участие 3 группы респондентов : 1.Ученики 4 класса 2.Ученики 8 класса 3.Ученики 11 класса Всего : 63. Исследование проводилось в марте 2013 года
Какая у тебя любимая сказка ? Какой у тебя любимый мультфильм ? Кто твой любимый герой ? Почему он тебе нравится ? Кроме того ученики ответили на два дополнительных вопроса : На какого героя хотели быть похожи, и кем бы хотели стать ? Для изучения идеалов и прослеживания изменений в разных возрастах мы провели анкетирование по следующим вопросам.
Результаты 4 класс :
Результаты 8 класс :
Результаты 11 класс :
Таким образом, данные диаграмм показали, что определённых предпочтений нет у детей одного возраста и разных возрастов, но большинство респондентов показали, что любят русские сказки, которые учат добру.
Мультфильмы 4 класс – Иван царевич (11) Алиса в стране чудес, Ос великий и ужасный, Коза - дереза, Храбрая сердцем, Бременские музыканты и др. 8 класс – Колобок (4), Аленький цветочек (2), Алые паруса, Черепаха и заяц, королевство кривых зеркал и др. по класс – Маша и медведь (4) Спанч Боб (2) Мадагаскар (2), Южный парк, Смешарики, Феи и др. по 1.
По результатам нашего опроса большинству учащихся лицея нравятся современные мультфильмы. Где идеалами являются « Смурфики », « Спанч Боб », « Смешарики ».
ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ 4 КЛАСС ВОЛК (6) МАША (2) АЛИСА (2) КОТ (2)
Почему вам нравятся эти герои ? 8 класс Он прикольный (7) он смелый (2) за фантастические способности (1) она добрая (3) он забавный и смешной (2) она весёлая (2)
Почему вам нравятся эти герои ? 4 класс Она красивая и добрая (3) он смешной (4) он интересный (5) он находчивый (9) она загадочная (2)
Почему вам нравятся эти герои ? 11 класс он классный (10) он милый (2) он независимый (5) с юмором (7)
На кого из героев хочешь быть похожим ? 4 класс -Джастина Бибера -Золушку -Рапунцель -Глинду
На кого из героев хочешь быть похожим ? 8 класс -Сати Казанову -Волка ( из Ну, погоди ) -Курта Комбейна -Наруто -Майли Сайруса
На кого из героев хочешь быть похожим ? 11 класс -На царя ( Иван – царевич и Серый волк ) -Джима Керри -Джеки Чана -Обаму -Брюса Ли
Вывод В каждом поколении существуют свои специфические предпочтения любимых сказок и мультфильмов, героев и людей, на которых хотели бы быть похожими младшие школьники и ценные качества для младших школьников различаются в разных поколениях.
Авторы исследования : ученицы 4 класса Джумабекова Карина и Аубакирова Яна