Федеральный государственный образовательный стандарт: нормативно-правовые основы Составитель: Хижнякова О.Н., к.п.н., зав. кафедрой начального образования СКИПКРО
Нормативные основы ФГОС резолюция 1386 Генеральной Ассамблеи ООН ( г.) Декларация прав ребенка «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах резолюция 2200 Генеральной Ассамблеи ООН (ст.13) ( г.) «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».
В Конституция Российской Федерации Статья 43 едущие функции стандарта 1. Каждый имеет право на образование. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Закон «Об образовании» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Понятие, структура, правила разработки ФГОС Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта". Постановление Правительства РФ от г. N 142 « Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»
Разработка и введение ФГОС по ступеням образования ФГОС начального общего образования - утвержден и введен действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г ) ФГОС основного общего образования – приказ Минобрнауки РФ от N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 19644)
Изменения и рекомендации Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования…» от г Письмо Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования» от г Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования…» от г. 2357
Требования к оснащенности образовательного процесса Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» от г. 986 Письмо Минобрнауки РФ «Об оснашенности общеобразовательных учреждений учебным и учебно- лабораторным оборудованием» от г. МД-1552/03
СанПиН Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН » от г. 189 (Зарегистрировано в Минюсте РФ г ) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН » от г. 189 (Зарегистрировано в Минюсте РФ г )
Примерный перечень нормативных документов образовательного учреждения Основная образовательная программа начального общего образования (согласована с Управляющим Советом образовательного учреждения, утверждена приказом Основная образовательная программа начального общего образования (согласована с Управляющим Советом образовательного учреждения, утверждена приказом руководителя образовательного учреждения) руководителя образовательного учреждения)
Локальные акты ОУ обеспечивающие нормативно- правовые условия для внедрения ФГОС По кадровому обеспечению 1.Должностные инструкции работников образовательного учреждения. 2. Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС НОО. 3. Приказ о распределении педагогической нагрузки.
Локальные акты ОУ обеспечивающие нормативно- правовые условия для внедрения ФГОС По информационному обеспечению 1. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения. 2. Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения. 3. Инструкция по организации делопроизводства (электронного документооборота) в образовательном учреждении. 4. Соглашения с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов.
Локальные акты ОУ обеспечивающие нормативно- правовые условия для внедрения ФГОС По финансовому обеспечению 1. Положение об оплате труда работников образовательного учреждения. 2. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения. 3. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
Локальные акты ОУ обеспечивающие нормативно- правовые условия для внедрения ФГОС По материально-техническому обеспечению Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещении, например: 1. Положение об учебном кабинете. 2. Положение об информационно-библиотечном центре. 3. Положение о культурно-досуговом центре. 4. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.
Локальные акты ОУ обеспечивающие нормативно- правовые условия для внедрения ФГОС По организационному обеспечению 1. Устав образовательного учреждения. 2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. 3. Договор образовательного учреждения с учредителем. 4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся. 5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).
Локальные акты ОУ обеспечивающие нормативно- правовые условия для внедрения ФГОС По организационному обеспечению 6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения 7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности. 8. Приказ об утверждении плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении. 9. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО.
Локальные акты ОУ обеспечивающие нормативно- правовые условия для внедрения ФГОС По научно-методическому обеспечению 1.Приказ об утверждении основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения. 2. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). 3. Приказ об утверждении программ внеурочной деятельности.
Локальные акты ОУ обеспечивающие нормативно- правовые условия для внедрения ФГОС По научно-методическому обеспечению 4. Приказ об утверждении списка учебников в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе. 5. Положение об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения.
Локальные акты ОУ обеспечивающие нормативно- правовые условия для внедрения ФГОС По научно-методическому обеспечению 4. Приказ об утверждении списка учебников в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе. 5. Положение об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения.
Дополнение к примерному перечню нормативных документов По информационному обеспечению 1. Приказ о возложении ответственности за ведение сайта и электронной почты 2. Согласие родителей обучающихся (законных представителей) на обработку персональных данных в целях: обеспечения учебного процесса подопечного; медицинского обслуживания; ведения статистики, участия во Всероссийских олимпиадах школьников и конкурсах.
Дополнение к примерному перечню нормативных документов По материально-техническому обеспечению 1. Положение о кабинете начального образования. 2. Приказ о хранении и использовании оборудования, поставленного в рамках ФГОС НОО.
Дополнение к примерному перечню нормативных документов По организационному обеспечению 1. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по проектированию Основной образовательной программы (начального общего образования, среднего и среднего общего образования). 2. Положение о педагогическом совете образовательного учреждения. 3. Приказ о создании и полномочиях методических объединений педагогов в образовательном учреждении.
Дополнение к примерному перечню нормативных документов По научно-методическому обеспечению 1.Положение о мониторинге результатов обучающихся первых классов по освоению ООП НОО (метапредметные, предметные, личностные результаты). 2. Положение об организации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении.
План внеурочной деятельности Направление внеурочной деятельности Форма организацииКол-во часов по классам 1234 Спортивно- оздоровительное духовно-нравственное социальное Обшекультурное Общеинтеллектуальное Всего (по классам) Итого
План внеурочной деятельности При необходимости в данный план можно включить дополнительные графы, отражающие: - источники финансирования (бюджетное, внебюджетное); обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности; - выполнение социального заказа субъектов образовательного процесса на внеурочную деятельность; - и так далее.
Таблица учета нагрузки каждого учащегося во второй половине дня ФИО Направления внеурочной деятельности Общий объем недел. нагр. (час.) Спорт ивно- оздор овит. Социаль ное Духовно -нравст венное Общеин теллекту альное Обще культур ное Всего В среднем
Сводная карта форм организации внеурочной деятельности Направление внеурочной деятельности Форма организации Кол- во часов в неделю (этот столбец по классам) спортивно- оздоровительно е духовно- нравственное обшеинтеллект уальное общекультурно е социальное Итоги (по всем направлениям учебной деятельности)