имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления ; имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность ; испытывают радость от умственного труда. Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях ( такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте ). 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки ( такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте ). 3. Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами ( возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте ).
принципе дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка ; принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей ; принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг ; принципе возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ ; принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися ; принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.