Подходы по формированию субъектности подростков и молодежи в профилактической работе "Так устроена жизнь, что мы никогда не видим человека вне его связи с другими людьми.... другие делают меня человеком ". Эммануэль Левинас
ТЕОРИИ Социально-когнитивная Люди учатся, наблюдая за поведением других. Некоторые индивидуумы служат ролевыми моделями и побуждают других людей к изменению поведения. Bandura, 1986
ТЕОРИИ Педагогическая антропология Воспитание подлинно человеческого в человеке невозможно в границах отдельного индивида. Собственно человеческое находится не внутри индивида, а между, в пространстве человеческих взаимоотношений, человеческих связей, детско-взрослых общностей, в неформальном коллективе. Слободчиков В.И.
Формирование и развитие инвариантных нормативных личностных статусов обеспечивает полноценное функционирование в социуме. Основные нормативные личностные статусы: - «Я» - телесное, - «Я» - ребенок, - «Я» - мужчина/женщина, - «Я» - ученик, - «Я» - друг, - «Я» - член коллектива и др. 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ СТАТУСОВ Подходы по формированию субъектности
Приоритеты общения в подростковом возрасте
Учет актуальных потребностей подростков: - Самоутверждения; - Самовыражения; - Группирования и автономии; - …
2. ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРИЧАСТНОСТЬ Переживание и осознание подростком принадлежности к группе или сообществу, имеющее для подростка значимый смысл Подходы по формированию субъектности
ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРИЧАСТНОСТЬ НОРМАТИВНАЯ (социально-приемлемая) ДЕВИАНТНАЯ (отклоняющаяся от социально- приемлемых норм, присвоение субкультур) Подходы по формированию субъектности
Сын своих родителейСын Друг своих друзейДруг Ученик своих учителей Ученик Идентификационное прочтение Ролевое прочтение
Чувствуешь ли ты себя в школе: сыном (дочерью) своих родителей; другом своих школьных друзей; другом своих нешкольных друзей (например, из дворовой компании); учеником своих учителей; человеком, принимающим и реализующим решения, затрагивающие жизнь класса, школы («гражданином школы»);
Чувствуешь ли ты себя в школе: человеком, принимающим и реализующим решения, затрагивающие жизнь других людей в районе, городе («гражданином общества»); членом своей этнической группы; членом своей религиозной группы. Если да, то опиши, где и когда это происходит.
Школа только тогда может претендовать на статус воспитательной системы, когда поддерживает весь набор идентичностей ребенка и эффективно работает с теми из них, что попадают в сферу ее особой ответственности – «ученик своих учителей», «гражданин школы» и «гражданин общества»
Внешкольное социальное пространство Общественная среда школы Учебный процесс и дополнительное образование Сфера формирования идентичности в школе Гражданин общества Субъект детско- взрослой школьной общности («гражданин школы») Ученик своих учителей Идентичность школьника
Технология, обеспечивающая вхождение подростка в самостоятельное общественное действие Востребованный социально- образовательный проект Молодежная переговорная площадки Проблемно- ценностная дискуссия с участием внешних экспертов Формы работы Практический способ решения проблемы «Жизненный контекст» проблемы Социальная проблема Предметы работы 3. Социальное действие 2. Участие в реальной социальной коммуникации 1. Понимание и отношение к социальной реальности Аспекты вхождения в социальную реальность
Запуск школьного Совета самоуправления учащихся и добровольчества Развитие учебных проектов и исследований, обслуживающих и сопровождающих социальные проекты Возникновение самоуправляемого сообщества учащихся Изменения в учебном процессе школы Изменения в общественной среде школы
Клубный модуль (клуб+формы доп.образования+социальные партнеры клуба) Развитие новых форм дополнительного образования в школе Обновление клубного сообщества, оздоровление школьного самоуправления Изменения в учебном процессе школы Изменения в общественной среде школы
3. ПОСТРОЕНИЕ СВЕРСТНИЧЕСКИХ И МЕЖПОКОЛЕННЫХ ДЕТСКО - ВЗРОСЛЫХ ОБЩНОСТЕЙ Образовательное пространство никогда не совпадает и не может совпадать с границами воспитательного учреждения. - Формирует систему ценностей; - Усвоение культуры, традиций, стиля отношений между сверстниками и со взрослыми; - Развивает у ребят чувство самоуважения и ответственности; - Возможности по самостоятельному решению жизненных проблем… Подходы по формированию субъектности
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ДОСУГОВЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предоставление альтернатив и насыщенного досуга (формирование клубного пространства). - Нормативное самовыражение; - Выявление и развитие способностей; - Расширение круга интересов; - Возможности профессионального выбора; - … Подходы по формированию субъектности
5. ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Разработка и реализация учащимися социально значимых проектов. - Формирование личностной и социальной ответственности; - Причастность к более широкому сообществу и значимость собственной деятельности; - Развитие способности оценивать собственную деятельность и деятельность других; - Развитие лидерских качеств и умения коллективного взаимодействия. - … Подходы по формированию субъектности
Подростки уже располагают большим количеством информации, полученной от равных, и они скорее предпочтут получать сведения от ровесников, чем от взрослых - Создание проектных инициативных групп ; - Привлечение учащихся к процессу сбора информации о социальных проблемах подростков и молодежи ; - Вовлечение в разработку, планирование, реализацию и развитие проекта ; - Овладение способам и совместной работы (навыки эффективного общения, ученическое проектирование, интерактивные технологии). 6. ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ Подходы по формированию субъектности
Основные межличностные/познавательные умения и методы их развития Моделирование Отработка умений Групповая работа Споры Дискуссии Дебаты Высказывание идей Ролевая игра Игры Принятие решения Творческое мышление Эффективное общение Само-осознание Преодоление негативных эмоций Решение проблем Критическое мышление Межличностные умения Сопереживание Преодоление стресса УменияМетоды
Распространение информационно- образовательных материалов Проведение дискуссий, дебатов Исследовательскиепроекты Психологическиеигры Формы работы Профилактически е семинары- тренинги Организация акций, театральных представлений
Волонтёрство – это закон соединяющихся сосудов: сегодня поможешь ты, завтра тебе понадобится помощь...
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !