Вечерняя школа 7 Г. Мурманск.
Программа О.С.Габриеляна 9 кл.
Урок проводился в общеобразовательном классе вечерней школы. Учащиеся имеют слабые знания по всем предметам; не сформированы умения и навыки работы с учебно-дидактическим материалом, лабораторным оборудованием. На уроке учащиеся работают в группах при постоянном контроле и помощи учителя.
Изучить фосфор и его соединения
1. Повторить строение атома, аллотропию и сравнительную характеристику красного и белого фосфора. 2. Рассмотреть кислородные соединения фосфора, фосфорную кислоту и ее соли. 3. Дать представление о фосфорных удобрениях.
Фосфор(кр.), лакмус,вода, растворы: гидроксида натрия, фенолфталеина, карбоната натрия, нитрата серебра, азотной кислоты. Коллекция фосфорных удобрений. Ложечка для сжигания веществ, колба, пробирки, спички.
1.Отсутствие общенаучных навыков, умений, знаний.
Активизация знаний. Работа учащихся с периодической системой элементов Д.И.Менделеева. Заполнение таблицы 1 Сравнительная характеристика фосфора и азотаЗаполнение таблицы 1 Работа с учебником( стр. 119.) Беседа о строении, свойствах, получении и применении модификаций фосфора. Заполнение таблицы 2 Аллотропные модификации фосфора. таблицы 2 Беседа. Окислительно-восстановительные свойства фосфора. Работа со схемой 1.схемой 1. Дополнение учителя. ( Фосфин получают не синтезом, а преимущественно, через фосфиды. По сравнению с аммиаком он менее прочен и более реакционно- способен). Беседа в форме повторительного обобщения уже имеющихся у учащихся сведений о кислотных оксидах и кислотах. Заполнение схемы 2 « Оксид фосфора».схемы 2 Демонстрация опыта: горение фосфора и получение фосфорной кислоты. Записываются уравнения реакции (вносят в схему).
Свойства оксида фосфора. 1. С основными оксидами.2.Со щелочами. Записываются уравнения реакций и вносятся в схему. Беседа. Характеристика фосфорной кислоты.( Трехосновная, кислородсодержащая, нелетучая, средней силы). Заполнение схемы 3.»Фосфорная кислота».схемы 3 Лабораторные опыты Работа в группах. Изучение химических свойств фосфорной кислоты. Уравнения реакции внести в схему 3. Демонстрация качественной реакции на фосфат-ион. Беседа о кислых солях фосфорной кислоты Работа с таблицей 3 « Соли фосфорной кислоты». таблицей 3 Рассказ с элементами беседы о фосфорных удобрениях. Закрепление материала. Работа в группах. Выполнение заданий.. Работа в группах Дом. зад: §27, упр.1-3.
О. С. Габриелян Химия 9 класс. М. Дрофа, 2000 год. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов Настольная книга учителя химии 9 класс. М. Дрофа, 2002 год. Сост. В. А. Крицман Книга для чтения по неорганической химии. М. Просвещение, 1984 год.