«Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни». (А. П. Чехов)
Методические указания: Тематика предыдущего урока: Тематика предыдущего урока: «Никто не знает настоящей правды». «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Далее: Далее: Анализ сочинений по творчеству А.П.Чехова Домашнее задание к уроку: прочитать рассказы «Смерть чиновника», «Дама с собачкой», «Человек в футляре» (возможна работа в группах)
Цели урока: образовательная: образовательная: дать определение «художественной детали», выявить особенности мастерства Чехова в его юмористических рассказах развивающая: развивающая: развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать воспитательная: воспитательная: воспитывать критическое мышление
Методы и приемы: Объяснительно-иллюстративный метод Эвристический метод (беседа)
Оборудование: тексты рассказов А.П.Чехова проектор, презентация
Слово учителя: Антон Павлович Чехов был и остается одним из неподражаемых мастеров художественного слова. Предметом исследования Чехова, как и многих других писателей, был внутренний мир человека, но в использовании художественных методов и приемов он достиг высот почти недостижимых. Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. За долгие годы работы в юмористических журналах Чехов поневоле отточил мастерство рассказчика, научился в небольшом объеме отражать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому на первый план и выступает художественная деталь; именно они несут в произведениях Чехова большую смысловую нагрузку.
Художественная деталь (фр.detail «часть, подробность»)- особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно- эмоциональную нагрузку. (запись в тетрадь)
На основе изученного понятия учитель вместе с учениками анализирует рассказы Чехова, отыскивая и объясняя значение художественных деталей, используемых автором
Смерть чиновника Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер. Герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека. (найти в тексте предложение-главную мысль текста)
«Дама с собачкой» Символом того душного мира, откуда Анна Сергеевна пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, и это начало попытки бегства. Позже, в театре города С., Гуров увидел ее вновь с вульгарной лорнеткой в руках попытка бегства не удалась. (отыскать деталь-символ душевных переживаний Анны Сергеевны)
«Человек в футляре» Беликов не пытается изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что в любом многообразии скрывала для него жизнь неопределенность и вызывала непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, футляром, чтобы защититься. Отсюда и чехлы, и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. (объяснить употребление художественной детали, как она повлияла на завершение рассказа)
Два вида художественных деталей: детали повествовательные (указывающие на движение, изменение картины, обстановки, характера) детали описательные (изображающие, рисующие картину, обстановку, характер в данный момент)
Итоги урока: Деталь может возникать в тексте одноразово, а может повторяться для усиления эффекта, в зависимости от замысла автора. Детали могут касаться быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи. (учитель подводит учеников к самостоятельным выводам, корректирует; тезисы записывают в тетрадь)