Модель урока литературы для 9 класса, посвященного изучению мастерства писателя (по программе под ред. Т.Ф.Курдюмовой)
Мастерство художественной детали в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Цели урока: обучающие – знакомство с понятием художественной детали; формирование способности постижения смысла произведения через его детали; раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом; развивающие – развитие умения выделять ключевые слова и выражения, помогающие созданию художественного произведения; делать умозаключения; воспитательные – создание условий для формирования мыслящей личности, обладающей литературно-художественным вкусом.
Тип урока: комбинированный. Методы: исследовательский, объяснительно - иллюстративный, проблемный. Используемая форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая.
Слово учителя: Рисуя в своей поэме «Мертвые души» сатирическую панораму феодально-чиновничьей России, Гоголь широко использует излюбленный им художественный прием - характеристику персонажа через деталь.
Учитель даёт детям определение: Художественная деталь – это деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения
Рассмотрим, как применяет писатель этот прием, на примере «помещичьих» глав поэмы «Мёртвые души»
Класс делится на 5 групп, которые выполняют задания учителя, работая с текстом: 1 группа – Чичиков у Манилова 2 группа – Чичиков у Коробочки 3 группа – Чичиков у Ноздрёва 4 группа – Чичиков у Собакевича 5 группа – Чичиков у Плюшкина
Чичиков у Манилова Манилов с первого взгляда производит благоприятное впечатление на собеседника - он приветлив, любезен, словоохотлив. Однако после общения с ним становится очевидно, что за бесконечным потоком слащавых слов скрывается убогое, духовно омертвевшее существо. Многочисленные детали свидетельствуют: помещик глуп и ленив. В его доме «вечно недоставало» чего- нибудь: на всем лежит печать незавершенности и бесхозяйственности. Книжка, которую Манилов «постоянно читал уже два года», всегда заложена па четырнадцатой странице; в гостиной не один год стоит пара кресел, обтянутых рогожей (на них не хватило обивочной ткани) и т. п.
Чичиков у Коробочки Отличительные черты Настасьи Петровны - тупость и жадность. Об этих качествах можно догадаться по многим деталям: её комнату украшают зеркала с рамами «в виде свернувшихся листьев», но стены обвешаны «старенькими» обоями, а «за всяким зеркалом» заложены «или письмо, или старая колода карт, или чулок». На «дубиноголовость» героини намекают и другие детали: на одно из чучел в ее огороде «надет был чепец самой хозяйки»; стенные часы в ее комнате издают такой звук, «как бы кто колотил палкой по разбитому горшку», а в описании дома и двора Коробочки часто у поминается домашняя птица (связанная в фольклорной традиции с обозначением глупости, безмозглости).
Чичиков у Ноздрёва В портрете Ноздрева обращают на себя внимание детали его внешности: полные румяные щеки, белые «как снег» зубы, черные «как смоль» бакенбарды. Физическая привлекательность оттеняет его внутреннюю пустоту. Непредсказуемая агрессия Ноздрева, непрочность связей, возникающих у него с другими людьми, символически передаются деталями его быта. В доме Ноздрева можно увидеть хаотичную смесь предметов, не связанных никакой логикой: сабли и ружья, «турецкие» кинжалы, трубки, чубук, «кисет, вышитый какою-то графинею»; непредсказуемы и расстроенная шарманка Ноздрева, и трапеза в его доме - повар Ноздрева клал в блюда «первое, что догадалось под руку».
Чичиков у Собакевича Вещи, окружающие Собакевича, особенно выразительны: «всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома: в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, креслы, стулья - всё было самого тяжелого и беспокойного свойства; словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич!» Неодушевленные предметы повествуют о персонажах поэмы столь красноречиво, что кажутся живыми, но сравнению с мертвыми душами своих хозяев. Не случайно автор сравнивает лица Собакевича и его супруги с тыквой и огурцом - явлениями мира вещного.
Чичиков у Плюшкина В описании Плюшкина, давно утратившего все мыслимые связи с миром, доминирующая деталь - «прореха»: Плюшкин демонстрирует Чичикову «спину, запачканную мукой, с большою прорехою». Утратив человеческий облик и способность жить среди людей, Плюшкин воистину превратился в «прореху на человечестве». Если о предыдущих персонажах можно было судить по деталям окружающей их обстановки, то о комнате Плюшкина автор говорит «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо...»
Какие выводы о роли художественной детали в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» вы сделали?
По ходу обсуждения ученики записывают свои наблюдения, открытия и выводы в таблицу