Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания
Аспектный анализ урока «Создание условий для проявления познавательной активности учеников»
Позиция педагога в личностно- ориентированном образовании
Схема комплексного самоанализа личностно- ориентированного урока
Анализ технологических аспектов личностно ориентированного урока
Психолого- дидактические характеристики, обеспечивающие личностно- ориентированную направленность урока
Формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика Создание ситуации выбора Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания Приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся Опора на субъектный личностный опыт учеников Активное принятие оригинальности, своеобразия предложений и мнений учеников, их выводов и оценок Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид действия с учебным материалом. Формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявить собственные способности, возможности, интересы.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников Развитие мотивационной сферы учащихся Создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности; учебной задачи, учебных действий, самоконтроля самооценки Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников Поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе.
Знание и учет психо - физиологических особенностей учащихся Использование приемов внешней и внутренней дифференциации Выбор методических приемов, типа (вида) урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся Использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности Обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития)
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения: стимулирование и становление собственного (личностного смысла учения) Ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не стремление к заданным извне результатам Обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации) Создание ситуации успеха Помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности Создание ситуации нравственного выбора
Организация развивающего пространства; на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций Поощрение творческой активности учащихся Ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации Использование сюжетно- ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуаций и/или их моделей Разнообразие используемых приемов и методов деятельности Повышение доли учебных заданий продуктивного (творческого характера)
Формирование эмоционально- ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока Формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям Стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат и т.п.) Формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач Создание ситуаций включенности учеников в общественно- полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям, значимых для них, коллектива и и общества.
Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия Приоритет диалогических форм учебной деятельности Организация сотрудничества учителя и учеников Организация сотрудничества учеников между собой (в том числе- обеспечение взаимопомощи, организаций групповых самостоятельных работ) Оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности Доброжелательность в общении
Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга Поощрение инициативы и активности учащихся Акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы Использование таких вариантов организации учебной работы обеспечивающих зависимость результатов групповой и индивидуальной работы от деятельности партнеров Подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности Поощрение познавательной активности детей
Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе «Считывание» учителем эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее Обучении учеников рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов Открытость и незакомплексованность как учителя, так и учеников Возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы активности Взаимность обратной связи Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников
Личностно ориентированная позиция педагога. Установка на ученика как на субъект образовательного процесса как на личность, индивидуальность Признание самобытности и уникальности каждого ученика Безоценочная позиция- принятие учеников и ситуации как данности Приоритетность конструктивной функции учителя (обеспечивающей собственную активность ученика) в противовес контролирующей Доверительная позиция; склонность выражать собственное мнение Умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей
Мониторинг
Психолого- дидактическая характеристика, обеспечивающая личностно- ориентированную направленность урока 1.Формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся 2.Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся 3.Ориентация на формирование учебной деятельности школьников 4.Знание и учет психо- физиологических особенностей учащихся 5.Ориентация на развитие внутренних мотивов учения: стимулирование и становление собственного (личностного смысла учения) 6.Организаация развивающего пространства; на развитие позновательных (интеллектуальных) способностей 7.Формирование эмоционально- ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе 8.Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия 9.Создание атмосферы взаимной заинересованности в работе друг друга 10.Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе 11.Личностно ориентированная позиция педагога.