1 Агрессивность Агрессия – любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. В агрессии как психическом состоянии выделяются познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств». В эмоциональном компоненте агрессии прежде всего выделяется гнев, иногда принимающий форму аффекта, ярости. Бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм. Волевой компонент заключается в том, что в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремлённость, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость.
2 Виды агрессии Физическая агрессия Использование физической силы против другого лица Косвенная агрессия Агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого ненаправленная Раздражение Готовность к проявлению чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) Негативизм Оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов Обида Зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия Подозрительность В диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям, до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред Вербальная агрессия Выражение негативных чувств как через форму( крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) Чувство вины Выражает возможные убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести
3 Гендерные различия в проявлении агрессии Формы агрессииМальчики (12 – 13 лет) Девочки (12 – 13 лет) Физическая 59% 38% Косвенная 49% 41% Вербальная 52% 49% Негативизм 69% 62%
4 Проявление различных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения Социальные слоиФизическаяКосвеннаяВербальнаяНегативизм Из рабочей среды70%45%50%30% Из среды сельских тружеников 67%60%65%20% Из среды руководящих работников 60%67%35%90% Из среды служащих среднего звена 40%45%75%60% Из среды интеллигенции 25%40%55%80%
5 Диаграмма гендерных различий форм агрессии
6 Диаграмма форм агрессии подростков из разных слоёв населения
7 Стандартизированные методики исследования агрессии Методика Басса-Дарки состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Ответы оцениваются по 8 шкалам (см. виды агрессии) Образцы вопросов Я часто бываю не согласен с людьми. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. Методика оценки межличностных отношений Т. Лири (определяется ведущий тип отношения к окружающим). Методика включает в себя 8 шкал, где шкала 3 – шкала агрессии Образцы вопросов Я критичен к другим. Я – строгий и крутой, где надо. Я – раздражительный. Я нетерпим к ошибкам других Методика А. Ассингера (опредляется ведущий тип реагирования в отношениях) Образцы вопросов Вам выпала возможность прожить ещё одну жизнь в образе животного. Какое животное вы предпочтёте? 1.Тигр или леопард; 2. Домашняя кошка; 3. Медведь
8 Проективные методики исследования агрессии Агрессивность (модификация Розенцвейга). Состоит из 24 ситуационных картинок, ответы на которые оцениваются как агрессивные или неагрессивные реакции Образец картинок Руки. Интерпретативная методика, в которой каждый стимул приобретает смысл не просто в силу его объективности,а в связи с личностной значимостью Образец картинки Проективный рисунок. Рисунки исследуют на наличие острых деталей (шипов, чешуек, оружия, зубов и др.) Образец рисунка
9 Давай не будем ссоритьс я Я был не прав! Я так рад, что мы помирились !!!