Понятие о сравнении Урок развития речи
Цель: расширить знания учащихся о тропах; сформировать понятие о сравнении; стимулировать развитие творческих способностей учащихся; показать роль умения сравнивать в жизни человека.
На свете все на все похоже: Змея - на ремешок из кожи; Луна – на круглый глаз огромный; Журавль - на тощий кран подъемный; Кот полосатый - на пижаму. Я – на тебя, а ты – на маму!
Сравнение Сопоставление Уподобление
Чтобы описать предмет (или даже назвать его) люди связывают его с чем-то хорошо для них известным, похожим на то, что они знают. Так родились названия: рыба-меч, морской конек и т.д.
В народной речи, в частности в загадках, мы постоянно сталкиваемся с подобными примерами уподобления. Всякая загадка построена на сходстве. Два близнеца, два братца Мне на ноги садятся. Я по комнате хожу И все время их ношу, а когда ложусь я спать, Братцы лезут под кровать.
Сравнение - Изобразительный прием, основанный на сопоставлении двух предметов (признаков или действий).
Роль сравнений: авторская оценка предмета или явления, создание запоминающегося образа. Оформление в тексте с помощью союзов: как, будто, словно, точно, что.
Сравнение в форме Творительного падежа – это пример ранней формы сравнения. Это сравнение произошло, вероятно, из древних поверий об оборотничестве: тогда люди верили, что человек может в тех или иных условиях превращаться в зверя или птицу, в дерево, т.е. «оборачиваться» ими. Сравнения в форме Тв. падежа часто встречаются в УНТ и достаточно распространены в разговорной речи (слезы ручьем, волосы копной, запел соловьем).
Учимся сравнивать С точки зрения древнего философа Аристотеля, умение подмечать сходство – это признак таланта. Неужели Аристотель прав и этому нельзя научиться? Что для этого необходимо?
Учимся сравнивать Умение видеть в предметах как можно больше признаков и свойств, которые затем можно сравнивать с чем-то известным. (играйте в игру «Я вижу…»)
Учимся сравнивать Необходимо находить те признаки, по которым можно сравнивать. Нельзя сравнивать, например, руку одного человека с ногой другого.
Учимся сравнивать Надо на все смотреть сравнивающими глазами. Знаменитый художник Леонардо да Винчи любил рассматривать пятна сырости на стенах домов: в одних он улавливал сходство с человеческим лицом, в других – с животными, в третьих – с какими-то другими предметами.
Найдите ошибки в сравнениях младших школьников: Это большой слон, а этот сидит. Этот хобот кверху держит, а этот маленький, беленький. Коза и корова не похожи. У коровы рога толстые, а коза маленькая, и шерсть у нее белая.
Потренируйся в подборе устойчивых словосочетаний (сравнений) с союзом как: Бледный как …….. Смотрит как ……… Молчит как ………. Ползет как ………. Смелый как ……… Грязный как ……… Хитрый как ………. Болтливый как …..
Введите в текст необходимое сравнение, которое создаст яркий образ осеннего парка и поможет нам его увидеть. За окном ветерок веселится: То подпрыгнет, то притаится. И листочки бегут по дорожке Словно ……………..
Вставьте подходящие по смыслу сравнения : Елочка, как ……., стоит в белой шапке и белой шубке. Ива роняет в реку свои желтые листочки. И они плывут, словно……..
Надеюсь на сегодняшнем уроке, без сомнения, Вы хорошо усвоили понятие сравнения! Теперь, бесспорно, сможете их в тексте находить, И с помощью сравнения красиво говорить!