Тема: «Тепловые явления». Обобщающий урок
Эпилог: «Физика – наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы её движения». А. М. Прохоров
Цель урока: формировать умение обобщать и систематизировать изученный материал по теме:«Внутренняя энергия, способы её изменения. Тепловые процессы. Графики зависимости температуры от времени. Основные формулы для расчёта количества теплоты».
1 КОНКУРС «Эстафета» 1. Способ передачи тепла при помощи инфракрасных лучей. 2.Способ изменения внутренней энергии тела без совершения механической работы. 3. Что называется количеством теплоты? 4. Что называется удельной теплоёмкостью? 5. Почему почва быстро просыхает после дождя в ветреную погоду? 6. На вершине горы высотой 4000м вода закипает при температуре 86 градусов по Цельсию. Как это объяснить? 7. Когда и где в можно наблюдать в природе теплопроводность? Конвекцию? Излучение? 8. В какой цвет – чёрный или белый – вы покрасили бы цистерну, в которой перевозят бензин, и бак, в котором согревают на солнце воду?
Каждая команда составляет по три вопроса и задаёт их игрокам другой команды. 3 конкурс «Атака»
Аукцион графиков t, мин t, 0 С II IV V VI I t, мин m = 2 кг t, 0 С
4 конкурс «Капитан-умелец» Капитан каждой команды должен объяснить выполнение одного из опытов. 1. Как получить воду из воды, используя тепловые явления? 2. Как можно расплавить лёд не нагревая его? 3. В каком случае горячая вода в стакане остынет быстрее: если в него опустить серебряную или алюминиевую ложку той же массы? 4.Как можно получить новогодний шарик из мыла?
5 конкурс «Дорожные знаки» Предлагается назвать без запинки: обозначения физических величин: Q,C, m,g, L, t 1, t 2, Q =C*m*Δt;Q = L*m;Q = g*m Дж/кг* 0 С,Дж/ кг,Дж,Кг, 0 С,
Будьте судьёй в споре. Алёна и Алёша вычисляли количество теплоты, необходимое для получения воды из 5кг льда, находящегося при температуре 0 градусов. Алёша записал: Q = 3,4*10 5 Дж/кг *5 кг = 17*10 5 Дж Q = 3,4*10 5 Дж / 5 = 0,7*10 5 = 7*10 4 Дж