Изучить историю создания тепловых двигателей. Принципиальное устройство тепловых двигателей. Рациональность применения.
Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Газовая турбина и реактивные двигатели.
1-Котел. 2-Паропровод. 3-Ротор. 4-Генератор. 5-Конденсатор. 6-Насос. 7-Топка.
Двигателем внутреннего сгорания называется тепловая машина, в которой в качестве рабочего тела используются газы высокой температуры, образующиеся при сгорании жидкого или газообразного топлива непосредственно внутри камеры поршневого двигателя или газовой турбины.
1,2-клапаны. 3-поршень. 4-шатун. 5-коленчатый вал. 6-маховик. 7-свеча.
Карбюраторный, четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Карбюраторный, четырехтактный двигатель внутреннего сгорания.
Поршень движется вниз из крайнего верхнего положения и впускной клапан открыт. При опускании поршня через этот клапан в камеру сгорания всасывается горючая смесь – пары бензина с воздухом. В конце такта первый клапан закрывается, второй закрыт.
Поршень начинает подниматься вверх, сжимая горючую смесь. Незадолго до того как поршень придет в крайнее верхнее положение, в запальной свече проскакивает искра, и горючая смесь воспламеняется.
У газообразных продуктов сгорания температура достигает ْ С, а давление соответственно 1-10 МПа. Эти газы с большой силой давят на поршень, который опускается вниз и с помощью шатуна и кривошипа приводит во вращение коленчатый вал.
В конце рабочего хода, когда поршень приходит в крайнее нижнее положение, открывается выхлопной клапан. Поршень, поднимаясь вверх, выталкивает отработавшие газы в атмосферу. После этого начинается снова первый такт- всасывание горючей смеси.
Впервые возможность и необходимость использования жидкостными ракетными двигателями для запуска человека в космическое пространство были обоснованы К.Э.Циолковским в 1903 году. Он предложил конструкцию ракеты, схема которой достаточно хорошо показана на рисунке.
1- камера сгорания. 2- насосы. 3- выходное сопло. 4- жидкое горючее. 5- окислитель.
Еще в 1824г. Французский ученый С.Карно показал, что в любой тепловой машине можно получить полезную работу лишь в том случае, если энергия путем теплообмена переходит от горячего тела к холодному; при этом лишь часть этой теплоты может пойти на совершение полезной работы.
Если абсолютная температура горячего тела равна Т 1, а холодного- Т 2, то максимальный КПД машины равен: η макс =. Более высокого КПД при данных значениях температур получить невозможно.
На рисунке показана схема устройства холодильной установки. Для охлаждения используется вещество, которое легко испаряется, например аммиак(кипит при -33,4 ْ С) или фреон(кипит при -29,8 ْْْْْ С).
Изобретение тепловых машин нашло широкое применение на транспорте, в промышленности, исследовании космического пространства, в науке, экономике, торговле.
Энциклопедия юного физика. Физика( энциклопедия для школьников). Материалы Интернета.