Культура XVII века Живопись
17 столетие период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.
С другой стороны, именно из Оружейной палаты исходили всяческие новшества, именно в кремлевских мастерских появлялись произведения, сводившие на нет строгую опеку и регламентацию. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада, и иностранные художники, получившие образование в Европе. Здесь развертывалась деятельность Симона Ушакова крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства.Стремление очеловечить лик Христа обнаруживается в его знаменитой иконе Спас нерукотворный.
Иконописные школы стали развиваться благодаря созданию Холмогорской и Важской епархии, которую возглавил талантливый архиепископ Афанасий. Он организовал в Холмогорах артель из двенадцати иконописцев. Самым талантливым из них был Иван Васильевич Погорельский ( ). который, кроме иконных досок, копировал "тем же куштом слово в слово" полотна кисти изографа Степана Нарыкова, например, портрет архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (1698г.).
Иринарх Ростовский с житием. Икона. Русь. Конец XVII века. Из Борисоглебского монастыря. Собрание Ростовского музея.
Некоторые успехи были достигнуты и в области просвещения: появились буквари Василия Бурцева и Кариона Истомина