Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с гиперактивными детьми Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером. Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее. Предоставлять ребёнку возможность выбора. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка. Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребёнка. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Развивать способность к эмпатии. Расширять поведенческий репертуар ребёнка. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. Учить брать ответственность на себя.
Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с тревожными детьми Избегайте состязаний и каких – либо видов работ, учитывающих скорость. Не сравнивайте ребёнка с окружающими. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, примером ребёнку. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Будьте последовательными в воспитании ребёнка. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с аутичными детьми Принимать ребёнка таким, какой он есть. Исходить из интересов ребёнка. Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка). Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребёнок. Как можно чаще разговаривать с ребёнком. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения. Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.). Избегать переутомления ребёнка.