Ромашева Татьяна Михайловна МАОУ «СОШ 2» Колпашево
Тема : «Моделирование на уроках математики в начальной школе »
Цель: овладение математическим языком, умением оперировать знаково – символическими средствами и формирование представлений о ведущем математическом методе исследования объектов познания – математическом моделировании. Задача: формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма)
Средства моделирования
рисунок
чертеж
таблица
Блок - схема
Схема:
Моделирование действия сложения
Что общего в записях? (Неизвестен объект операции.) – Как найти неизвестный объект операции? (Надо выполнить обратную операцию.) – Назовите операции обратные данным. 8 (–7, +9)
Составьте программу и план действий а) a x b – c : d + k x m; б) а x (b – с) : d + k x m; в) (a x b – c) : d + k x m; г) a x b – c : (d + k) x m. Будет ли меняться программа действий, если меняется расположение скобок?
а) a x b – c : d + k x m. Схема: План действий :
Дерево возможностей
Работа с текстовыми задачами
Операции « памятки » по решению задач Операции действия моделирования 1. Мне известно … 2. Надо узнать. Предварительный анализ задачи 3. Объясняю. Построение наглядной модели Построение числовой модели 4. Решаю. Работа с числовой моделью 5. Называю ответ Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью ( текстом ) 6. Проверяю.
Дополни задачу вопросом. О чем задача? Что известно? Что неизвестно? Что ищем: часть или целое? Каким действием? «Одень» схему. Запиши решение и ответ. Решение Выражение Схема Вопрос Условие
Движение Движение - езда, ходьба в разном направлении. S S t V tV Расстояние - Время - Скорость -
30 км/ч10 км/ч ? ч S V t 120 км 1) = 40 (км/ч) 2) 120 : 40 = 3 (ч) Проверим…
2 ч ? км 100 км/ч 80 км/ч 970 км 1)100 2= 200 (км) 2) 80 2= 160 (км) 3) = 360 (км) 4) = 610 (км)
? км 12 км/ч 70 км/ч 2 ч 2.Составь свою задачу. 5 м/мин 4 м/мин 1. I способ (12+70) 2= 164 (км) II способ (12 2)+(70 2)=164(км) 7мин
Выполните вычисления по алгоритму, заданному блок-схемой