Современная школьная география: традиции и новации
География – одна из древнейших наук на Земле
Классическая географическая триада ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯЙСТВО
Изменения в школьной географии Содержательная часть: Усиление комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих Методологическая часть: Переход к новым педагогическим технологиям, освоению деятельностного и компетентностного подходов
Требования нового Федерального Государственного стандарта основного общего образования УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Традиции и новации школьной географии Традиции Высокий научный уровень содержания предмета, преобладание знаниевой парадигмы, соответствующей дидактической функции предмета Новации Переход от знаниевой парадигмы (ЗУН) к системно- деятельностной, перенос центра тяжести на формирование УУД (универсальных учебных действий)
Традиции и новации школьной географии Традиции География была отнесена к циклу естественнонаучных дисциплин Новации География отнесена к циклу гуманитарных дисциплин
Традиции и новации школьной географии Традиции Место географии в учебном плане средней школы с 6 по 10 класс (при 2-х часах в неделю, кроме 7 кл., на географию отводилось 3 ч) – 374 ч. Новации Место географии в основной школе с 5 по 9 класс, общий объём часов – 272, но в 5 и 6 классах география изучается 1 час в неделю. В старшей школе география относится к числу предметов по выбору
Традиции и новации школьной географии Традиции Наличие одной – двух линий параллельных учебников Новации Большое число (от 10 и более) параллельных учебников
Традиции и новации школьной географии Традиции Большая роль краеведческого принципа, реализация его в природной среде, в работе на местности Новации Преобладание работы в электронной среде, замена реальной территории виртуальным пространством
Традиции и новации школьной географии Традиции Большое внимание педагогике сотрудничества «учитель - ученик», коммуникативному, личностному общению Новации Перенос центра тяжести в общении в виртуальную среду: электронный журнал, дистанционное изучение отдельных вопросов и т.д.
Традиции и новации школьной географии Традиции Проверка ЗУН устно и письменно, большой объем работы с картами, в том числе и контурными; внимание к развитию мышления, речи, умениям объяснять причинно- следственные связи между компонентами и явлениями Новации Преобладание тестового контроля на разных этапах, в том числе и на итоговом – ГИА и ЕГЭ
Сопоставление традиционного и компетентностного обучения Традиционное обучение Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса Компетентностное обучение Изучение «основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы
Сопоставление традиционного и компетентностного обучения Традиционное обучение Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками Компетентностное обучение Учитель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками
Сопоставление традиционного и компетентностного обучения Традиционное обучение Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию Компетентностное обучение Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей
Сопоставление традиционного и компетентностного обучения Традиционное обучение Оценивается накопленный багаж дидактических единиц Компетентностное обучение Оценивается способность применить накопленный багаж в различных ситуациях
Сопоставление традиционного и компетентностного обучения Традиционное обучение Школа уводит человека от решения жизненных проблем в область, близкую к «чистой науке» Компетентностное обучение Школа готовит человека к решению жизненных проблем
Сопоставление традиционного и компетентностного обучения Традиционное обучение Школа учит человека полагаться на свою память Компетентностное обучение Школа готовит человека полагаться на свою самостоятельность
Учителя географии были и остаются самыми творческими, общительными, образованными, несмотря на то, владеют ли они инновационными технологиями или в их работе преобладают традиционные методы и формы работы. Учитель – ключевая фигура образования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ