Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебного курса, предметов Т.С. Романова Заведующая ИМК
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» раздел III «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
ФГОС Базисный учебный план школ РФПримерные учебные программы ООП ОУ Учебный план ОУ Рабочие учебные программы Авторская программа
Виды программ: 1.Примерная (типовая) учебная программа. 2.Авторская программа. 3.Рабочая программа.
ФГОС Базисный учебный план школ РФПримерные учебные программы ООП ОУ Учебный план ОУ Рабочие учебные программы Авторская программа
Составитель рабочей программы может самостоятельно: -Расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки. -Конкретизировать и детализировать темы. -Устанавливать последовательность изучения учебного материала. -Распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально- технических ресурсов ОУ. -Конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися. -Включать материал (по предмету), реализующий в образовательном процессе этнокультурные особенности Республики Башкортостан. - Выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, технологии, формы, методы обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Основные документы для составления рабочих программ учебных курсов : - Закон РФ и РБ «Об образовании»; - Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего общего образования; - Фундаментальное ядро содержания общего образования; - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Примерные программы по учебным предметам; - Устав образовательного учреждения; - Учебный план образовательного учреждения; - Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; - Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.
Цель рабочей программы: - планирование; - организация; - управление.
Функции рабочей программы: -нормативная; -информационно-методическая; - организационно-планирующая.
Структура рабочей программы: 1)титульный лист; 2)пояснительная записка; 3) основное содержание учебного предмета; 4) требования к уровню подготовки обучающихся; 5) оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы; 6) тематическое планирование; 7) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) список литературы (основной и дополнительной).
Титульный лист
Пояснительная записка Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 10 часов. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 класс.общеобразовательных. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, Уровень программы: базовый УМК учителя: Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002; Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006; Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М: Просвещение, Методика обучения ОБЖ / Л. В. Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г. Основы безопасности жизнедеятельности/ Дидактические материалы 5-9 класс-2001г. УМК обучающегося: Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М:Просвещение, 2007; Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007; Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника/ Москва 1997/ Характеристика особенностей программы: Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования. В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; – «Об охране окружающей природной среды»; – «О пожарной безопасности»; – «О гражданской обороне»; – «О безопасности дорожного движения» и др. Содержание программы выстроено по четырем линиям:
- обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; - основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. - основы здорового образа жизни; - оказание первой медицинской помощи. В содержание рабочей программы включен региональный компонент в количестве 9 часов, взаимосвязанных с основной тематикой занятий. Цели и задачи курса: воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства; развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей. Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Раздел программы с указанием количества часов на раздел и характеристикой деятельности обучающихся (основные виды учебной деятельности) урока Дата проведения Тема урокаЭКОРПримечания Тематическое планирование